Что делать, если сильно шумит кулер. Шумовые характеристики кулеров и методика измерения уровня шума Как при высокой производительности уменьшить шум кулера

  • 09.09.2022

Попробуем разобраться почему в компьютере шумит кулер, узнаем как это исправить и устраним шум вентиляторов своими руками.

Высокий уровень шума компьютерных вентиляторов довольно распространенная проблема и часто возникает на старых системах с плохой или непродуманной вентиляцией. Если компьютер давно не чистился от пыли, то рекомендую начать с этого. Затем узнать как поменять термопасту на процессоре и видеокарте. Но иногда проблема кроется в недостаточной смазке кулеров. Тогда потребуется смазать вентилятор, делается это просто, но возможно, потребуется разобрать его.

Чем смазать кулер компьютера чтобы не шумел

Можно использовать недорогой ЛИТОЛ, однако рекомендую масло для швейных машинок или воспользоваться качественной силиконовой смазкой для вентиляторов.

Литол: при его использовании нужно понимать, что придется полностью разбирать вентилятор. Снимать запорную шайбу, вынимать подшипники скольжения, отсоединять крыльчатку. Потом все почистить от старой смазки, пыли и только затем смазывать ходовые части вентилятора.

Качественная смазка: а вот силиконовая смазка для кулеров — это специальная синтетическая основа. Она не имеет в составе вредных веществ и подходит для любого вентилятора с подшипником скольжения. Примерно такие же свойства имеет масло для швейных машинок.

Солидол: оказывает то же действие на движущиеся детали вентилятора, что ЛИТОЛ. Использовал его неоднократно и скажу — Литол24 или ЛитолLUXE использовать, для смазывания кулеров, будет лучшем вариантом, после смазки на основе силикона.

Как смазываются вентиляторы в компьютере

Для смазывания и устранения дребезжания или шума достаточно отклеить этикетку, снять колпачок и закапать в отверстие немного силиконовой смазки из шприца, все, работа сделана. Если используется солидол или литол, придется разбирать вентилятор и очищать внутреннюю часть от налипшей грязи и старой смазки.

Хотя бывает, что вентилятор все равно шумит, даже после свежей порции смазки. Читаем ниже, чтобы узнать как это исправить, еще там есть обучающий видеоролик, на тему разборки несъемного кулера. Хорошо хоть, что при использовании качественного силиконового масла, процедуру смазывания приходится повторять, не чаще, чем раз в году.

Чем нельзя смазывать вентилятор

Нельзя смазывать вентилятор маслом, имеющим в своем составе животные или растительные жиры. Иначе есть риск поломки компьютера из-за короткого замыкания или перегрева.

Кулер в компьютере можно еще смазать другой синтетической смазкой, но прежде чем использовать ее убедитесь, что она выдержит температуру более 90 градусов и не имеет электропроводности.

ЛИТОЛ всему голова!

Если не слишком сильно раздражает временный специфический запах, тогда делаем выбор в пользу Литола LUXE. Главное его преимущество в том, что он дешев и продается в любом хозяйственном магазине. Еще можно поискать его в магазине запчастей для автомобиля и друга, у котороего есть велосипед, можно немного одолжить.

Как выглядит подшипники вентиляторов

Подшипник скольжения выглядит как силиконовый кружочек, оранжевого или черного цвета, иногда встречаются цельнометаллические.


Не следует путать цельнометаллический подшипник скольжения с подшипниками качения, которые внешне могут быть похожи. Ведь последние не смазывают, а заменяют новыми.


Когда стоит подшипник качения, повторяю, смазывать его не нужно, это бесполезно, он все равно будет дребезжать. Нужно почистить лопасти и внутренние части от пыли. А сам подшипник ватной палочкой протереть, можно смоченной в спирте, потом собрать «вертушку».

Все равно дребезжит? Тогда заменить подшипник на исправный, приобретаем по ссылке выше. Или покупаем новый вентилятор если на опорном стержне образовались невидимые глазу насечки, определяем по шороху при вращении собранной крыльчатки.

Как разобрать и смазать кулер на видеокарте, процессоре и блоке питания

Приступим, с начала вскройте крышку системного блока и вытащите плохо работающую «вертушку» из компьютера. Затем отклейте наклейку и тут мы подходим к самому ответственному моменту — вытаскиванию запорной шайбы.

Поддеваем ее отверткой или пинцетом на вентиляторе у которого есть специальное отверстие. А если отверстия для подачи смазки нет, такого как на изображении ниже. Придется вытащить крыльчатку, делается это просто, главное не отломать лопасти. Уперев большие пальцы в центр «вентиля», начинайте выдавливать крыльчатку до разъединения (помогает на видеокарте).

Справились, отлично, переходим к следующему этапу. Вытягиваем крыльчатку, подшипники, которых обычно два и отлаживаем в сторону, не потеряйте детальки. Теперь мы видим, какие у нас подшипники, качения или скольжения.

Когда кулер в компьютере шумит из-за подшипника скольжения, то исправить данную ситуацию нам поможет, как правильно подобранная смазка, так очистка от пыли и прежнего слоя жира с помощью ацетона или спирта, потом собираем все в обратном порядке, как было. Ну а когда беспокоит именно повышенный шум, тогда рекомендую проверить температуру основных элементов в системе программой .

Видеоролик на тему смазывания вентиляторов

Что-то не поняли, не беда, смотрим видеоролик на тему разбора и смазывания «вентилей» компьютера в домашних условиях.

Если шумит кулер блока питания

При доносящимся из блока питания шуме, нужно его разобрать и почистить, главное отсоединить от сети. Потом вытащить из пазов все провода MOLEX, SATA, PCI-E и остальные. Теперь положите его решеткой к верху, открутить четыре винтика по бокам лицевой стороны блока. Остается снять крышку и наконец, пройтись баллончиком со сжатым воздухом или кисточкой.

Так мы устраним основную причину почему шумит кулер блока питания, при дребезжании еще потребуется добавить смазки в вентилятор. Далее нужно собрать как было, закрепить на место провод питания 120 мм «вентиля» и проверить. Не помогло, значит ищем причину и , друзья.

Noise Reduction Methods for Axial Fans

S. V. Karadzhi , N.E. Bauman Moscow State Technical University
Yu. G. Moskovko , LLC “INNOVENT”

Keywords : ventilation system, aerodynamic noise, harmonic, fan rotor

Noise is an important parameters of the majority of technical facilities, affecting their operating properties, environmental efficiency and competitive ability. The main noise sources in ventilation and air conditioning systems are fans. The article offers various methods for reduction of fan noise.

Описание:

Шум является важным параметром большинст ва технических объекто в, влияющим на их эксплуатационные свойст ва, экологичность и конкурентоспособность . В системах вентиляции и кондициониро вания осно вными источниками шума являются вентиляторы . В статье предложены различные способы снижения шума вентиляторо в.

Способы снижения шума осевых вентиляторов

С. В. Караджи , МГТУ им. Н.Э. Баумана, otvet@сайт

Ю. Г. Московко , ООО «ИННОВЕНТ»

Шум является важным параметром большинства технических объектов, влияющим на их эксплуатационные свойства, экологичность и конкурентоспособность. В системах вентиляции и кондиционирования основными источниками шума являются вентиляторы. Часто ограничения, накладываемые на уровни их шума, являются решающим фактором, определяющим технические характеристики объекта в целом, поэтому снижению аэродинамического шума вентиляторов уделяется большое внимание. Что на настоящий момент предлагает наука и что реализовано в конструкциях? Ответ на эти вопросы читатель найдет в предлагаемой статье.

Для минимизации шума вентиляционной системы (без использования звукопоглощающих устройств) должны быть выполнены несколько условий. Во-первых, вентиляционная система должна быть выполнена таким образом, чтобы иметь минимальные аэродинамические потери. Во-вторых, необходимо выбрать тип вентилятора (радиальный, осевой) и затем грамотно подобрать на расчетный режим, собственно, сам вентилятор. И наконец, должны быть соблюдены рекомендации по оптимальной компоновке вентилятора в системе, обеспечивающие равномерный профиль скорости на входе/выходе из вентилятора. Желательно при этом, чтобы вентилятор был малошумный. В настоящей статье приведен краткий обзор работ по способам снижения аэродинамического шума в осевых вентиляторах и ряд конструкций существующих малошумных вентиляторов.

Аэродинамические шумы могут быть вызваны различными типами источников (монопольными, дипольными, квадрупольными). Эти источники имеют разное происхождение, но их можно разделить на две большие группы: источники, вызывающие широкополосный шум (в котором все частоты равно представлены), и источники, вызывающие дискретный (тональный) шум (излучение сосредоточено только на некоторых частотах).

К источникам, вызывающим широкополосный шум осевого вентилятора, относятся шум турбулентного пограничного слоя на лопатках; вихревой шум, связанный со следами за лопатками. К источникам дискретного шума относятся шум вращения (шум нагрузки и вытеснения), связанный с вращением лопаток рабочего колеса; шум взаимодействия, связанный со взаимодействием рабочего колеса с неподвижными элементами проточной части. Большую долю в шуме вентилятора может составлять шум, связанный с дисбалансом рабочего колеса, но так как он не является аэродинамическим, то в настоящей статье не рассматривается.

Снижение турбулентного и вихревого шума является весьма сложной задачей ввиду того, что шум этого типа связан с обтеканием лопаток рабочего колеса. Для его снижения необходима оптимизация формы лопаток рабочего колеса, с целью обеспечения безотрывного обтекания по всей длине лопатки. Однако таким образом можно достичь снижения шума в той или иной мере главным образом на расчетном режиме работы вентилятора.

В ряде случаев, например если лопатки имеют неоптимальную аэродинамическую форму, шум пограничного слоя может иметь дискретные составляющие . В этом случае для снижения шума используют лопатки с зубчатой формой выходной кромки (рис. 1). Интересно отметить, что существуют также и вентиляторы с лопатками, имеющими пилообразные входные кромки, которые в рекламных материалах также преподносятся как малошумные.

Одним из методов снижения широкополосного шума может быть проектирование вентилятора на минимально возможную частоту вращения. Известно, что турбулентный шум является источником квадрупольного типа, и его звуковая мощность пропорциональна ~u 8 , а вихревой шум является источником дипольного типа, и его звуковая мощность ~u 6 , где u – окружная скорость. При уменьшении частоты вращения также снижается и шум вращения, который имеет дипольную (шум нагрузки) и монопольную (шум вытеснения) природу, и их звуковая мощность пропорциональна ~u 6 и ~u 4 соответственно.

Существуют методики, позволяющие проектировать осевые вентиляторы на меньшие частоты вращения за счет увеличения аэродинамической нагрузки на лопатки . Так, например, за счет ряда мероприятий, включая и уменьшение расчетной частоты вращения, шум одного из вентиляторов системы жизнеобеспечения МКС «Альфа» был снижен на 8 дБА . Так как в этом случае изменяются уровни и распределение давления на лопатках рабочего колеса и, соответственно, широкополосный шум, этот способ не всегда приводит к ожидаемому результату.

Дискретные составляющие акустического спектра, связанные с шумом вращения и взаимодействия, как правило, имеют на 15–20 дБ более высокие уровни, чем широкополосный турбулентный и вихревой шумы. Поэтому дискретный шум оказывает наиболее раздражающее влияние на людей.

Одним из направлений по снижению шума вращения, интенсивно развивающимся в настоящее время, является применение лопаток рабочего колеса с искривленной осью совмещения профилей. На рис. 2 показана лопатка и сигналы шума вращения от ее различных сечений (имеющие различную фазу из-за пространственной формы лопатки). Справа показана векторная диаграмма суммы сигналов, из которой видно, что при правильном сочетании фаз и амплитуд сигналов шум вращения может быть сильно снижен. Идея формирования сдвига фаз акустических волн от различных сечений лопаток рабочего колеса за счет изменения формы оси совмещения профилей представлена в . В качестве примера на рис. 3 изображено колесо вентилятора с искривленной по направлению вращения осью совмещения профилей.

Этот эффект широко используется в осевых вентиляторах выносных конденсаторных блоков сплит-систем, у которых на периферии входные кромки лопаток имеют ярко выраженную клювообразную форму.

В вентиляторах, выполненных по схеме «колесо (К) плюс спрямляющий аппарат (СА)», вследствие взаимодействия лопаточных венцов друг с другом пространственная форма лопаток СА оказывает большое влияние на уровень шума вентилятора. Так, в работах и приводятся результаты исследований по влиянию наклона лопаток СА, при определенном наклоне лопаток отмечено снижение шума. Следует отметить, что в настоящее время имеются противоречивые данные о влиянии пространственной формы оси совмещения профилей на шум осевых вентиляторов , поэтому вид искривленных лопаток не всегда свидетельствует о том, что вентилятор действительно является малошумным, как об этом заявляют в рекламных материалах.

Используется также способ уменьшения шума вращения за счет установки лопаток с неравномерным шагом . При неравномерном шаге от каждой из лопаток будет излучаться последовательность импульсов звукового давления через неравномерные промежутки времени, что приводит к снижению и «размыванию» дискретных составляющих (рис. 4). Эффект снижается при увеличении количества лопаток рабочего колеса. Наиболее широкое применение колеса такого типа нашли в автомобилестроении.

В вентиляторах с входным направляющим аппаратом (ВНА) имеет место шум взаимодействия, который возникает при взаимодействии следов или других элементов проточной части, стоящих перед колесом, с вращающимися лопатками рабочего колеса. Стоит отметить, что имеет место также и обратное влияние, то есть рабочее колесо влияет на ВНА, аналогично и спрямляющий аппарат (СА) влияет на рабочее колесо, так как такого рода взаимодействия распространяются вверх по потоку.

Большое значение имеет соотношение между числом лопаток в ВНА или СА и колесом. Для минимизации шума взаимодействия на определенных гармониках при различных частотах вращения в соответствии с должно соблюдаться условие

(1)

где M u = u k /c 0 ;
M ca = c a /c 0 ;
u k – окружная скорость концов лопаток;
c a – осевая скорость;
к m – волновой параметр;
m = │iz PK + kz АП │;
k – коэффициент, пробегающий значения всех целых чисел;
i – номер гармоники.

В этой же работе даны номограммы для выбора благоприятного соотношения чисел лопаток колеса и аппаратов.

В книге предлагается упрощенное выражение для выбора соотношения количества лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата:

(2)

где n – частота вращения;
D – диаметр рабочего колеса;
с – скорость распространения импульсов давления.

Необходимо отметить, что при выборе соотношения числа лопаток в аппаратах и колесе невозможно обеспечить снижение уровня шума на всех гармониках лопаточной частоты.

Конструктивные элементы вентилятора: стойки крепления двигателя, сам электродвигатель (если он установлен перед колесом) и др. – также оказывают сильное влияние на шумообразование. Так же, как и ВНА или СА, они создают вихревые следы и турбулизируют поток до или после рабочего колеса, что может привести к увеличению уровня шума. На уровень шума влияют расположение конструктивных элементов относительно колеса, соотношение числа стоек крепления и числа лопаток, расстояние до лопаток колеса и т.д. На тему ротор-статор-взаимодействия проведено много расчетных и экспериментальных исследований , из которых следует, что полной ясности в этом вопросе нет.

Заключение

а) у вентилятора схемы К:

  • на входе перед колесом на расстоянии менее хорды лопатки расположена сетка, стойки крепления электродвигателя;
  • число стоек крепления электродвигателя равно или кратно числу лопаток; стойки крепления электродвигателя расположены от колеса на расстоянии менее чем 0,5 хорды лопатки колеса;

б) у вентилятора с аппаратами ВНА или СА:

  • число лопаток аппаратов совпадает с числом лопаток колеса или же кратно им;
  • лопатки аппаратов расположены от колеса на расстоянии менее чем 0,5 хорды лопатки колеса.

Литература

  1. Аэродинамический шум в технике // под ред. Р. Хиклинга, 1977. 332 с.
  2. Jay Patel, Kingston, N. Y., United States Patent, 4,089,618, May 16, 1978.
  3. Митрофович В.В. Определение предельных расчетных параметров осевых вентиляторов с высоким статическим КПД // Промышленная аэродинамика. М. : Машиностроение, 1991. Вып. 4 (36). С. 260–280.
  4. Сустин С. А., Митрофович В.В., Исакович С.А. Разработка экспериментального малошумного вентилятора // Тезисы XIII всероссийской научно-технической конференции «Газотурбинные и комбинированные установки и двигатели», МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008 г.
  5. Мунин А. Г., Самохин В.Ф., Шипов Р.А. и др. Авиационная акустика: в 2 ч. Ч. 1. Шум на местности дозвуковых пассажирских самолетов и вертолетов. М. : Машиностроение, 1986. 248 с.
  6. Harvey H. Hubbard. Aeroacoustics of flight vehicles, Volume 1, Noise sources // NASA Reference publication 1258, vol. 1, WRDC Technical report 90–3052, 1991. 592 p.
  7. Belamri T., Kouidri S., Fedala D. and Rey R. Comparative study of the aeroacoustic behavior of two axial flow fans with different sweep angles // Paper FEDSM2005–77242, Proceedings of ASME FEDSM’05, 2005 ASME Fluid Engineering Summer Conference Houston, TX, USA, June 16–23, 2005.
  8. Jifu Lu Xinli Wei, Yang Li. Research on aerodynamics and exit flow field of skewed fan-rotors // Power and Energy Engineering Conference (APPEEC), 2010 Asia-Pacific. Рp. 1–4.
  9. Bamberberger Konrad, Carolus Thomas. Optimization of axial fans with highly swept blades with respect to losses and noise reduction // Fan 2012, Senlis (France), 18–20 April 2012, 12 p.
  10. Хорошев Г. А., Петров Ю.И., Егоров Н.Ф. Борьба с шумом вентиляторов. М. : Энергоиздат, 1981. 143 с.
  11. Брусиловский И.В. Аэродинамика и акустика осевых вентиляторов // Труды ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского. Вып. 2650. М., 2004. 275 с.
  12. Lee, J. and Nam, K. Development of Low-Noise Cooling Fan Using Uneven Fan Blade Spacing, SAE Technical Paper 2008–01–0569, 2008.
  13. Lu H. Z., Lixi Huanga, R. M.C. So and J. Wang. A computational study of the interaction noise from a small axial-flow fan // J. Acoust. Soc. Am., Vol. 122, No. 3, September 2007. Рp. 1404–1415.
  14. Sawyer S., Nallasamy M., Hixon R., Dyson R.W., Koch L.D. Computational Aeroacoustic Prediction of Discrete-Frequency Noise Generated by a Rotor-Stator Interaction // 9th AIAA/CEAS Aeroacoustics Conference and Exhibit 2003. 18 p.
  15. Woodward, R. P., Elliott, D. M., Hughes, C. E., and Berton, J.J. Benefits of Swept and Leaned Stators for Fan Noise Reduction // AIAA-99–0479, 1999. 12 p.

Если ваш компьютер издаёт какие-то непонятные шумы, шорохи и стуки, то их источников может быть два. Первый - это кулер, а второй - жёсткий диск. Во втором случае, к сожалению для вашего кошелька и нервов, проблема решается чаще всего только заменой харда. Ну а в случае, если шумит кулер, можно обойтись и подручными средствами и сделать всё самому.

При обнаружении лишних звуков из компьютера, его необходимо выключить. Затем нужно снять боковую крышку системного блока. Перед этим рекомендуется провести по ней металлическим предметом для того, что бы разрядить Когда крышка снята, включите компьютер и прислушайтесь. На данном этапе ваша задача - определить, какой именно кулер издаёт лишний звук, и он ли вообще в этом повинен. Как правило, вентиляторы установлены на процессоре, блоке и жёстком диске. Слушайте именно там.

Когда точно определено, что шумит кулер, и где именно он расположен, переходим к устранению неполадки. Есть два способа:

  • Если при взгляде на включенный вентилятор вы видите, что он крутится ровно и нормально, то вам нужно только смазать его. Для этого возьмите медицинский шприц (без катетера), наберите в него литол (машинное масло) и капните немного под наклейку в центре кулера. Если образовались излишки смазывающего масла, то протрите их салфеткой. Затем следует приклеить скотч на то место, где раньше была наклейка (чтобы пыль не попала).
  • Если шумит кулер, его можно заменить. Этот способ более гарантированный. Стоит он недорого. Цена изменяется в зависимости от того, на какое устройство пойдёт вентилятор, какова его мощность. Покупая новый кулер, имейте в виду, что чем он мощнее, тем больше от него шума. Но насколько бы мощным он ни был, звуков он будет издавать меньше, чем ваш нынешний, неисправный.

Замена кулера является весьма сложной и ответственной задачей, и её лучше доверить специалисту. Однако если у вас сделать всё самому, то читайте дальше.

Если шумит кулер на видеокарте, жёстком диске или блоке питания, то удобнее всего вытащить эти детали из компьютера и «оперировать» их, расположив удобно на столе. С придётся помучиться и заменять его непосредственно в системном блоке.

Сначала снимите неисправный кулер. Для этого открутите аккуратно четыре винта, которые его держат, и отсоедините провода, питающие его электричеством (иногда питание нужно отпаивать). В случае с процессором и видеокартой, нужно стереть салфеткой термопасту с микросхемы, над которой был кулер. В блоке питания и на жёстком диске, как правило, с этим дела иметь не приходится.

Затем на новом кулере снимите защитный слой, под которым окажется термопаста, и установите его на место старого. Прикрутите все винты. Во время монтажа не делайте резких движений и старайтесь не касаться лопастей, так как центровка вентилятора настолько точная и тонкая, что её легко нарушить. Когда кулер установлен, присоединяйте (или припаивайте) провода питания. Если приходится припаивать, то соблюдайте полярность, чтобы вентилятор крутился в нужную сторону. В ином случае вы можете подвергнуть опасности перегрева хрупкую компонентную часть компьютера. На этом процесс завершён, можно включать и проверять.

Если сильно шумит кулер, то, скорее всего, придётся воспользоваться именно вторым способом и заменить деталь. Помните, что комплектующие могут стоить дорого, и неправильная замена, повлекшая за собой другие неисправности, может сильно ударить по вашему кошельку, особенно если речь идёт о мощном компьютере. Когда шумит кулер, следует сразу обратить на это внимание и не запускать проблему, так как чем дольше остаётся неполадка, тем вы ближе к «трансплантации».

Эффективность вентилятора определяется такими показателями как воздушный поток и давление, первый параметр важен как при выборе вентилятора в корпус, так и на радиатор, второе же имеет большее значение при выборе вентилятора на радиатор, так как чем больше плотность оребрения радиатора, то тем мощнее необходимо давление для его продувки.
На данные показатели эффективности влияют обороты, то есть чем они больше, тем и эффективность вентилятора выше, но так же имеет значение:
  • Толщина(глубина) вентилятора.
Сейчас в рознице доступны вентиляторы толщиной в 1,2 см, 2,5 см, 3,8 см и 5,5 см(встречаются и иные). Чем больше толщина вентилятора, тем и его эффективность выше.
  • Форма лопастей.
Лопасти имеющие более широкое строение, как правило, создают более мощное давление.
Всё эти факторы дают лишь оценку эффективности вентилятора, для более верного вывода о его возможностях необходимо ознакомиться с обзорами и сравнениями(в конце FAQ). И не стоит забывать, что чем выше эффективность вентилятора, тем и выше шум от него.
Q: Как меняются характеристики вентилятора при уменьшении \ увеличении оборотов?
Расход изменяется линейно, формула расчета выглядит следующим образом:
  • расход_новый = расход_исходный * (обороты_новые / обороты_исходные)
Зависимость давления от оборотов - квадратичная;
  • давление_новое = давление_исходное * [(обороты_новые / обороты_исходные)в квадрате]
Ну, с шумом как всегда все через… Логарифмическая шкала никуда не девается:
  • шум_новый = шум_исходный + (50 * log (обороты_новые / обороты_исходные))
Надо подчеркнуть, что последняя формула имеет немалую погрешность, т.е. в реальности вентилятор вполне может повести себя по-другому.
Q: От чего зависит уровень шума вентилятора?
На 80% - от оборотов. По этой причине вентилятор не может быть одновременно тихим и высокопроизводительным, как бы того некоторым ни хотелось:). Разница между разными конфигурациями крыльчатки укладывается в оставшиеся 20% - именно в этих рамках и лежит разделение вентиляторов на более шумные и менее шумные. Граница бесшумности в открытом воздухе для большинства моделей - около 700 RPM. Помимо аэродинамического встречаются шумы механической (свист \ хруст подшипников) и электрической (треск \ стрекот мотора) природы - эти без хирургического вмешательства не лечатся, таких вентиляторов надо просто избегать.
Q: 25dBA - это много?
Уровень фонового шума в городской квартире, выходящей окнами в какой-нибудь тихий дворик - 18-20dBA. Любой звук с интенсивностью ниже этого порога измерить не получится: шумомер будет по-прежнему показывать 18dBA. Человеческое ухо, конечно, инструмент более чувствительный (шумомер, к примеру, не различает посторонние призвуки вроде треска мотора), но для большинства ситуаций, думаю, это правило можно вывести в абсолют: граница бесшумности вентилятора для вашего помещения соответствует уровню фонового шума. Из этого вытекают две вещи:
1. Вентилятор с уровнем шума, скажем, 16 dBA ничем не лучше вентилятора с 18dBA - если в комнате 20, оба будут вам одинаково неслышны. А если ваша квартира находится в центре и выходит окнами на оживленную улицу, фоновый шум и 25dBA «съест» - соответственно, нет никакого смысла охотится за экстремально тихими моделями. Впрочем, в обратную сторону это тоже работает: если решите поселиться в тайге, не лишним будет подумать о пассивном охлаждении.
2. Если вспомнить, что эти 18-20dBA у большинства вентиляторов соответствуют примерно 700 RPM - можете догадаться, куда слать людей, заявляющих характеристики вроде 2400RPM \ 16dBA.
Q: Насколько вообще можно верить заявляемым характеристикам?
Смотря кто их заявляет. Не секрет, что из добрых двух десятков фирм, под чьими брендами мы покупаем вентиляторы, собственное производство имеют единицы. Остальные занимаются, так сказать, перераспределением благ: заказывают у производителя крупные партии, добавляют красивую упаковку и перепродают партиями поменьше. И подороже, разумеется. В таких случаях для одного и того же вентилятора можно найти сразу две спецификации: одна на сайте реселлера и одна - у реального производителя. Причем, в большинстве случаев, цифры там существенно различаются:). Кому верить - думаю, это понятно без пояснений: для производителя искажать показатели себе дороже, т.к. типичный оптовый заказчик имеет возможность как проверить их, так и вкатить некислый иск, если что-то пойдет не так. В отличие от нас, простых смертных, имеющих дело с реселлерами. Таким образом, ответ на вопрос будет звучать следующим образом: если цифры приведены производителем, им имеет смысл верить (хотя сравнивать в лоб спецификации от разных производителей я бы поостерегся: за отсутствием единого для всех стандарта могут иметь место различия в тестовых процедурах). Если же заявителем выступает реселлер, в качестве действия по умолчанию рекомендуется игнор. Как понять кто есть кто? Этому посвящен следующий вопрос. Кстати, бывают случаи, что партия сделана по спецзаказу реселлера и от производительской спецификации отличается рабочими оборотами - в этом случае все равно берем производительские данные и пересчитываем по приведенным выше формулам.
Q: Существуют ли другие способы сделать вентилятор более тихим, кроме снижения оборотов?
Да. Для начала стоит избавиться от штампованных корпусных решеток: любой предмет, помещенный в поток близко от вентилятора (не важно, с какой стороны), создает в этом потоке завихрения, а это - лишний шум. Причем шуметь будет даже если сам вентилятор не издает ни звука - просто от прохождения потока сквозь решетку. Отсюда следует интересный вывод: пока в корпусе не вырезаны решетки, пытаться подобрать более тихие и производительные вентиляторы бессмысленно. Любое увеличение расхода воздуха сквозь корпус автоматом увеличит и турбулентность у решеток, а значит общий эффект от замены будет скорее обратным желаемому.
Так как аэродинамический шум от защитной решетки выше и имеет более высокий тон, если вентилятор через эту решетку всасывает воздух. То если вентилятор выталкивает воздух через решетку, то и шум имеет более низкую частоту и меньшую громкость. Посему если кто-то не может по различным соображениям прибегнуть к хирургическим радикальным мерам в отношении решетки, то как вариант можно переместить вентилятор на другую сторону решетки.
Относительно шума от блока питания ситуация хуже: радиаторы и прочие выступающие детали с пути потока не уберешь, поэтому, увы, единственный способ получить бесшумный БП - радикально урезать продувку, завернув вентилятор до 500-600 RPM. Сам вентилятор менять бесполезно: с тем небольшим количеством CFM, которое мы можем прокачать сквозь блок бесшумно, прекрасно справится и штатный - на таких оборотах аэродинамические качества крыльчатки не имеют никакого значения. Таким образом, реальным показанием к замене могут быть только трескучесть или шум от подшипников. Ну и всякие прочие косяки неаэродинамической природы, вроде неспособности заводиться на требуемом напряжении или неспособности юзера спаять регулятор оборотов:).
Еще небольшой довесок в копилку борьбы с турбулентными шумами: у вентиляторов с моторами на четырех стойках можно выломать две из этих четырех - будет на копейку потише.
Второй способ - мягкое крепление вентилятора. Крыльчатка отбалансирована не идеально и при работе вибрирует. Если вентилятор жестко прикручен к корпусу, последний работает резонатором, переводя эту вибрацию в звук. «Прибавка к пенсии» может быть очень солидной, зачастую достаточной, чтобы заставить хозяина забросить на полку казавшийся прежде бесшумным (во время теста в руке) ветродуй. Чтобы не зависеть от балансировки, вентилятор надо «развязать» с корпусом, используя вместо жестких винтов что-нибудь мягкое. Проще всего использовать готовые силиконовые штырьки, к тому же с некоторыми вентиляторами они уже идут в комплекте. Тем же, кому готовые решения недоступны, остается только заниматься рукоделием.
Смазка подшипников НЕ поможет уменьшить шум, а в случае с «шариками» (зачастую их тоже пытаются смазать жидким маслом) даже усилит его.
Q: Какие типы подшипников существуют?
Подшипники можно разделить на две «группы»: скольжения и качения. К скольжения относятся втулки(sleeve), с винтовой нарезкой(rifle, z-axis), гидродинамические(FDB), магнитным центрированием(например, SSO). К качения(шарикоподшипники) относятся подшипники с использованием тел качения(шариков) из металла(ball) и керамики(ceramic).
(анг.).
Q: Какие подшипники предпочтительнее?
С точки зрения тишины: втулка, гидродинамический.
С точки зрения долговечности: шарикоподшипник, гидродинамический.
Соответственно, оптимальный вариант - гидродинамический.
Но не стоит забывать, что разные подшипники даже одного типа могут существенно различаться по качеству. Типичный ресурс в цифрах, если обобщить данные разных производителей, выглядит примерно так (часы непрерывной работы при температуре воздуха 25C, L10):
  • Втулки: 20 000 - 30 000 (если не гонять вентилятор в горизонтальном положении - иначе надо делить на два).
  • Гидродинамики: 40 000 - 60 000, хотя отдельные продвинутые конструкции дотягивают до 80 - 100 000.
  • Шарикоподшипники: 35 000 - 150 000, в зависимости от конструкции и класса точности.
Если производитель \ реселлер заявляет цифры, сильно отличающиеся от приведенных (особенно в плюс) - не верьте. Кстати, самый простой способ узнать, насколько качественные подшипники (будь то шарики или гидродинамик) стоят в интересующем ветродуе - посмотреть на цену. Вентилятор с реальным ресурсом, скажем, 80 000 часов меньше 300р стоить не может никак, поэтому людей, заявляющих 100 000 для 150-рублевой поделки можете смело слать лесом. Впрочем, от других людей, продающих за 400р поделки с никаким ресурсом, эта методика вас, к сожалению, не застрахует.
Q: Что можно сделать, если вентилятор не хочет запускаться на напряжении, обеспечивающем желаемые обороты?
Спаять стартер на основе конденсатора, например вот так От себя добавлю, что вместо цепочки диодов можно подставить любой другой регулятор оборотов (или даже канал реобаса), а резистор не нужен - конденсатор прекрасно разряжается через мотор вентилятора.
Q: На что обратить внимание при выборе вентилятора для замены в БП?
Помимо уровня оборотов достаточных для охлаждения необходимо акцентировать внимание на стартовом напряжении и типе подшипника.
Для регулировки от самой логики управления оборотами БП нужен вентилятор с низким стартовым напряжением, так как регулировка осуществляется путём повышения/снижения питающего напряжения. При горизонтальном расположении срок службы подшипника расходуется быстрее, поэтому следует выбирать вентилятор с большим сроком службы.
Q: Как расшифровать код модели?
Обычно в буквенно-цифровом коде на наклейке указываются следующие параметры вентилятора:
  • производитель (первая буква \ несколько букв, не обязательно совпадает с названием фирмы).
  • типоразмер
  • рабочее напряжение
  • скоростной класс мотора
  • тип подшипника
Обозначения стандартизированы и расшифровать их большого труда не составляет (меняться может разве что порядок букв\цифр). Цифровые параметры чаще всего цифрами же напрямую и обозначают: к примеру, 121225 в коде Everflow значит 12в, 120х25мм. С буквенными тоже все достаточно просто. Подшипники кодируются следующим образом:
  • S (sleeve) - втулка ака простейший подшипник скольжения.
  • В (ball) или [b]2В (two ball) - два шарикоподшипника.
  • C ( combined) - шарикоподшипник + втулка.
Примеры: R121225 S L, GT1225 2B DL, D12BH-12, EC8025H12 C A-CL…
Обозначения для гидродинамиков не стандартизированы, каждый производитель выбирает ту букву, которая ему нравится.
Скоростные классы (у большинства разделение идет по оборотам, у отдельных оригиналов - YateLoon, к примеру - по рабочему току):
  • L (low) - до 2000 RPM
  • M (medium) - 2000-2500 RPM
  • H (high) - 2500 - 4500 RPM
Разделение приблизительное. В плане более оборотистых вентиляторов стандарт молчит, поэтому обозначают, опять же, кто во что горазд. Распространенные варианты: U(UH) - ultra high или E(EH) - extremely high.
Примеры: R121225S L , D12B H -12, FFB0812 EH E, RD M 1225B…
Все вышеперечисленное - заданный стандартом минимум, при этом каждый производитель волен указывать любую дополнительную информацию, которую сочтет нужным - лишь бы хватило места на наклейке. Форма рамки, наличие тахометра или защиты от перегрузки, тип разъема… Правда, чтобы расшифровать такой «хвост» придется прогуляться на сайт производителя - у каждого своя система обозначений.
Также имеет хождение дюймовый стандарт, причем используют его почему-то производители, чья «родная» система исчисления метрическая - NMB и Papst. Все то же самое, только типоразмер указывается в дюймах (4710 вместо 1225), а скоростной класс кодируется цифрами (больше - быстрее). Подробную расшифровку можно посмотреть .
И, наконец, есть производители, которые плевать хотели на стандарты. К примеру, у Delta два шарикоподшипника именуются буквой F, а Sunon обозначает скоростные классы цифрами, при том, что остальная часть кода имеет классический вид. В таких случаях расшифровать код можно только по мануалу с сайта, благо даже самые раскитайские вентиляторостроители оный у себя всегда выкладывают.
Q: Как вычислить истинного производителя вентилятора?
Для этого есть несколько способов:
1. По ОЕМ-коду или номеру UL-сертификата.
Необходимо погуглить по ОЕМ-коду или заглянуть UL-database .
2. Для вентиляторов с гидродинамическим подшипником - по названию гидродинамика.
Гидродинамики - сравнительно недавняя придумка и никаких официальных стандартов их разработки пока нет. Поэтому каждая новая конструкция (пусть даже она отличается от соседской только количеством уплотнительных шайбочек) патентуется производителем под своим собственным названием, каковое реселлер по своему усмотрению изменять не волен. Соответственно, если в графе «тип подшипника» стоит какое-то мудреное слово - забиваем его в поиск и смотрим, куда он нас приведет.
Список известных названий гидродинамиков с привязкой к производителям:
Adda Hypro, FDB
ARX - CeraDyna A \ C
AVC Hydraulic
Coolerwinner aka IceHammer aka PCCooler - Hydraumatic
Delta - Superflo
Evercool Ever Lubricate
Everflow Hydro, EBR
Jamicon - HTLS
Nidec - NBR
NMB-MAT - Hydrowave
Papst - Sintec
Protechnic Electric - Rifle, FDB
Sunon Vapo, MagLev
Silentmatic - UFO
Titan Z-Axis
T&T ALS\ABS
YLTC - Hysint
3. Бывает, что вентилятор не имеет вообще никаких опознавательных знаков. В этом случае производителя можно попытаться определить только по характерным особенностям дизайна рамки \ крыльчатки, причем этот путь довольно скользкий: удачные разработки китайцы тянут друг у друга, ничуть не стесняясь. Чтобы вы знали хотя бы, в какой стороне искать, вот вам уже разведанный список реселлеров со своими ОЕМ"ами (на стопроцентную точность не претендую, т.е. возможно кого-то не указал, а кого-то указал ошибочно):
Aerocool
  • Powercooler
Antec
  • Dynatron \ Dynaenon
Akasa
  • Coolerwinner(?)
  • Everflow(?)
  • Y.S. Tech
Arctic Cooling Coolermaster
  • Bi-Sonic
  • Delta
  • Protechnic Electric
  • Power Logic
  • Silentmatic(?)
Enermax
  • Globe
  • Kolink (?)
Floston Gembird
  • Yate Loon
  • Sunon
Glacialtech
  • Everflow(?)
  • Gale Motor
  • Power Logic
  • SuperRed
Global WIN
  • Foxconn (?)
Hiper
  • Powercooler
Nexus
  • Bi-Sonic
  • Dynatron \ Dynaeon
  • Yate Loon
Noctua
  • Kolink
Thermaltake
  • Everflow(?)
  • Hong Sheng
  • Yate Loon
  • Y.S. Tech
Sharkoon
  • Globe
Scythe
  • NMB-MAT
Sven Zalman
  • Powercooler
  • Xinrulian
Q: Ни одной из перечисленных здесь моделей на данный момент нет в продаже, что мне делать?
1. Подождать, пока появятся. То, что какой-то хороший вентилятор по случайности не попал в список не исключено, но маловероятно.
2. Действовать на свой страх и риск. Изучить доступные прайсы, попробовать найти обзоры того, что там есть. Выбрать несколько подходящих по характеристикам моделей, поискать в ветке отзывы владельцев. Наконец, задать вопрос, если другими путями ничего найти не удалось. Если закупка состоится - зайти и поделиться впечатлениями:).
Q: Купил вентилятор из списка - на максимальных оборотах шумит, на минимальных не дует. Кому бить морду?
Господу Богу:). Как уже упоминалось, не бывает вентиляторов одновременно тихих и производительных - законы физики на кривой козе не объедешь, поэтому приходится выбирать что-нибудь одно. А раз наша задача - получить тихий компьютер, то выбор, собственно, делается автоматом: производительностью придется пожертвовать. Железо перегревается? Вот тут-то мы и подошли к истинной сути шумоизоляции. Подбор вентиляторов - только предварительная стадия, ничего сама по себе не решающая. Реальная задача - так доработать систему охлаждения, чтобы этого «не дует» хватило для обеспечения здорового температурного режима. Это может быть довольно затратно (к примеру, Ninja куда дороже боксового кулера), но другого пути, увы, не существует. Можете перепробовать хоть все модели вентиляторов, доступные на рынке - без комплексного подхода ваш компьютер всегда будет отчетливо слышно. Что из этого следует: если вам не нравится какой-то из ваших вентиляторов, с формулировкой как в сабже, не торопитесь его менять - никто не гарантирует, что другие вам понравятся больше. Вы просто не с того конца подходите к проблеме.
Q: Купил вентилятор, который в обзоре значился как нетрескучий - трещит!
В большинстве случаев это случается при использовании регуляторов обортов, собранных на основе низкочастотного широтно-импульсного преобразователя. Обычно такие можно встретить в цифровых реобасах и схемах термоконтроля материнок и видеокарт. Проверить, повинен ли в неожиданной трескучести регулятор очень просто: подключите вентилятор к любому источнику постоянного напряжению (например, 5в с молекса) и послушайте.
Q: Купил втулочный вентилятор - шуршит втулкой, не развивает максимальных оборотов, такое ощущение, что там вообще нет смазки. Брак?
Первое предположение верно, второе - нет. Всем известно, что уплотнения втулки не отличаются большой эффективностью, по коей причине для втулочных вентиляторов не рекомендуется работа в горизонтальном положении. А вот того, что хранить такие вентиляторы в горизонтальном положении тоже нельзя (по той же самой причине - вытекает смазка) многие не знают. И среди этих многих, к сожалению - кладовщики компьютерных фирм: практически на всех складах, где я успел побывать, вентиляторы складировались в неправильном положении. Так что, как я уже говорил, вы совершенно правы: смазки в вашем вентиляторе нет. Но не потому, что не заправили на заводе, а потому что вытекла где-то в дороге. Часто такой вентилятор можно вычислить уже в процессе покупки: по потекам масла из под наклейки. Впрочем, если их нет, обольщаться все равно не стоит: вентилятор вполне мог лежать на другой стороне и смазка вытекла со стороны крыльчатки. Что делать? То же, что и всегда в таких случаях: разобрать вентилятор, смазать, собрать обратно, пользоваться долго и счастливо. Оverclockers.ru: Ф-Центр: AMD: Tech-labs:
  • 30.07.2010 -

Приветствую Вас, уважаемые читатели!

Думаю, что проблема того, что вентилятор в компьютере или ноутбуке гудит, встречалась многим из вас.

Шум — вполне нормальный эффект при работе компьютера или ноутбука.

Вызывается он быстрым вращением вентилятора в системе охлаждения, но обычно такой шум не вызывает подозрений о наличии проблемы.

Если же шум вентилятора очень громкий, а возможно даже слышны отчетливые стуки или трения в процессе работы, то эта статья для вас.

Шум кулера: гудит вентилятор в ноубуке — что делать?

Система охлаждения ноутбука состоит из нескольких элементов.

Вентилятор, радиатор и вентиляционные отверстия на корпусе ноутбука — вот элементы системы охлаждения.

Шум может быть вызван только одной частью кулера — его вентилятором, так как только он совершает механические движения.

Причины, которые могут вызвать шум, могут быть разными, но находятся они все в одном месте — в вентиляторе кулера ноутбука.

Например, вы могли не чистить ваш ноутбук, что привело к большому скоплению пыли внутри ноутбука, в том числе и внутри системы охлаждения. И часто, по это причине, в ноутбуке вентилятор работает постоянно , так как не справляется с охлаждением деталей.

Эта пыль создает помехи для вращения вентилятора, что увеличивает его температуру и может привести к сильному перегреву и дальнейшему повреждению вентилятора.

Для очистки ноутбука от пыли необходимо, прежде всего, его разобрать…

Если вы не знакомы с процессом сборки-разборки ноутбука, то советую найти знающих людей, которые вам в этом помогут, либо отдать в сервис центр.

Если же вы знаете о том, как разобрать ноутбук, то вы наверняка знаете, что в большинстве моделей, система охлаждения находится в самом «конце» процесса разборки.

Добравшись до кулера, необходимо его разобрать, очистить внутреннюю стенку радиатора от пыли, продуть лопасти и почистить их кисточкой.


Пример кулера до очистки

После очистки.

После чистки кулера от пыли, желательно смазать подшипник вентилятора!

Для этого необходимо отклеить защитную наклейку, под ней будет небольшое отверстие, ведущее к оси моторчика, а также к подшипниковой части.

Отверстие закрывает резиновая пробка. Для того чтобы масло попало в нужное место, пробку следует либо снять, либо проткнуть шприцом, в котором находится смазка.

Смазку лучше использовать силиконовую, либо моторное масло, т.к. вращение происходит быстро, а такие смазки не будут сильно вытесняться во время работы и обеспечат хорошее скольжение.

Место, где была приклеена на клей, нужно хорошо очистить и вместо этого прилепить скотч. Это делается для того, чтобы избежать вытекания смазки наружу.

После смазки и чистки, стоит дать немного ноутбуку постоять, около 20-30 минут, а затем включать и проверять.

Если же после таких процедур, шум продолжается, то следует заменить кулер.

Для этого необходимо узнать его модель — часто ее пишут на той наклейке, что была наклеена на кулер.

Стоимость кулеров варьируется, например, я покупал кулер для ноутбука Asus K55D за сумму около 800 рублей, с учетом доставки.

Если шумит вентилятор в системном блоке компьютера

На самом деле источник проблемы тот же, что и в ноутбуке.

Отличается только две вещи.

Первая — масшатбы работы — кулеры в системном блоке немного больше, а также отличаются по конструкции радиатора, но принцип работы тот же.

Кулер блока питания

Вторая — количество кулеров — в системном блоке несколько кулеров и перед работой по устранению шума, стоит определить, какой из них шумит.


Кулер видеокарты Кулер процессора

Для этого необходимо снять боковую крышку системного блока, а затем пальцем, или ватной палочкой аккуратно останавливать кулеры по очереди, где шум пропал — тот и не исправен.

После определения проблемного вентилятора, отсоединяем его от места крепления, чистим его и радиатор, смазываем вентилятор, ставим на место.

После 20-30 минут запускаем системный блок.

Шум остался? Замена кулера неизбежна, но на компьютер его найти проще, чем на ноутбук.

На этом все!

Шум вентиляторов неприятная проблема, так как неисправный кулер может привести к силньому повреждению деталей при перегреве.

Чем раньше вы заметите наличие проблем, тем меньше будут последствия перегревов, так как любая неисправность внутри системы охлаждения ведет к сильным повышениям температуры в охлаждаемой детали.

Всего вам наилучшего, друзья!