Что представляет панель функции delphi презентация. Презентация на тему "Основы работы в среде Delphi"

  • 09.09.2022

Delphi - это среда быстрой разработки, в
которой в качестве языка
программирования используется язык
Delphi.
Язык Delphi - строго типизированный
объектно-ориентированный язык, в основе
которого лежит Object Pascal.

Embarcadero Delphi

Embarcadero Delphi, ранее Borland Delphi и CodeGear
Delphi, - интегрированная среда разработки ПО для
Microsoft Windows на языке Delphi (ранее носившем
название Object Pascal), созданная первоначально
фирмой Borland и на данный момент принадлежащая
и
разрабатываемая
Embarcadero
Technologies.
Embarcadero
Delphi
является
частью
пакета
Embarcadero RAD Studio.

RAD

RAD (от англ. rapid application development - быстрая
разработка приложений) - концепция создания средств
разработки программных продуктов, уделяющая особое
внимание быстроте и удобству программирования,
созданию технологического процесса, позволяющего
программисту
максимально
быстро
создавать
компьютерные программы.

Этапы разработки приложения
1. Постановка задачи, изучение предметной области,
построение модели (математической, информационной);
2. Проектирование ООП-приложения:



3.
4.
5.
6.
разработать эскизы того, что должно появляться на экране
компьютера,
написать сценарий работы будущей программы,
разработать алгоритмы процедур, реализующих
предусмотренные в сценарии действия;
Разработка интерфейса пользователя;
Программирование приложения;
Тестирование и отладка;
Разработка документации.

Этапы разработки программы

ИНТЕРФЕЙС СРЕДЫ DELPHI

Этапы реализации проекта в среде RAD

После запуска Delphi на экране отображаются несколько окон:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Главное окно программы,
Окно Конструктора формы,
Окно Инспектора объектов,
Окно Палитры компонентов,
Окно Дерева компонентов,
Окно Менеджера проектов.

Главное окно
Главное окно осуществляет основные функции
управления проектом создаваемой программы. В нем
находится основное меню и панели инструментов.
Примечание Главное окно остается открытым все время
работы IDE. Закрывая его, вы тем самым закрываете
Delphi и все открытые в нем окна.

Интерфейс среды delphi

Окно конструктора формы
Окно конструктора (проектировщика) формы – главное место,
где происходит сборка программы из компонентов, содержащихся
в палитре компонентов. Сама форма – это уже готовая к
исполнению программа. По ходу работы система формирует в
окне Code (Редактора кодов) текст программы на языке Object
Pascal, связанной с формой.
Code Editor (Редактор кода) представляет собой текстовый
редактор с подсветкой синтаксиса языка программирования.

Окно Палитры компонентов
Tool Palette (Палитра компонентов)
представляет собой множественные
тематические страницы, на которых
располагаются компоненты. Все компоненты
разделены на категории, которые можно для
удобства сворачивать и разворачивать.
Работа с палитрой компонентов очень
проста. В режиме редактирования формы
можно дважды нажать левой кнопкой мыши
на интересующем компоненте, и он будет
добавлен на форму, или перетащить объект
на форму, зажав левую кнопку мыши.

Главное окно

Окно Инспектора объектов
Object Inspector (Инспектор объектов) - отображает
свойства активного компонента или самой формы. Имя
активного компонента находится под заголовком
панели.
Эта панель имеет две вкладки – Properties (Свойства) и
Еvents (События).
На первой вкладке (Properties) постоянно
отображаются все доступные свойства выбранного
компонента. В левой колонке содержится список, а в
правой – текущие значения по умолчанию.
На второй закладке (Events) отображаются возможные
обработчики событий для выбранного компонента. В
левой колонке – названия, а в правой –
соответствующие свойства или процедуры.

Окно конструктора формы

Окно Дерево компонентов
На панели Object TreeView (Дерево компонентов)
представлен полный перечень всех компонентов вашего
проекта. Здесь легко найти компонент даже, если он
перекрывается другим компонентом.

Окно Палитры компонентов

Окно Менеджера проектов
Файлы, образующие приложение, формы и модули – собраны в
проект. Project Manager (Менеджер проектов) показывает
списки файлов и модулей приложения и позволяет
осуществлять навигацию между ними.
Структура проекта выполнена в виде иерархичного дерева.
Корнем дерева проектов является Project Group (Группа
проектов). Она объединяет в себе один или более проектов.
Каждый проект, в свою очередь, содержит файлы кода,
заголовочные файлы, файлы ресурсов и прочее.

Окно Инспектора объектов

ProjectGroup1 (Заголовок дерева) – имя группы
проектов.
Project1.exe – имя проекта (приложения). Когда
создается новое приложение, Delphi дает ему имя
Project, прибавляя порядковый номер.
Unit1.pas – модуль. Проект состоит из отдельных
модулей. Каждое окно программы хранится в
отдельном модуле. Файлы с расширением pas
содержат исходный код модуля.
Unit1.dfm – визуальная форма. Она сохраняется в
файле с таким же именем, как и у модуля, но с
расширением dfm.
Если в проекте несколько приложений, то только одно из них является
активным, и только с ним вы можете работать. Имя активного приложения
выделено жирным шрифтом. Чтобы изменить активное приложение,
достаточно дважды щелкнуть по его имени левой кнопкой мыши.

Окно Дерево компонентов

Иерархия групп компонентов

Окно Менеджера проектов

Иерархия групп компонентов

Основные компоненты
Вкладка Standart

Вкладка Standart
Вкладка Additional

Основные компоненты

Некоторые события Delphi
onClick - возникает при щелчке мышкой на компоненте
onDblClick - возникает при двойном щелчке мышкой по компоненту;
onKeyDown - когда при нажатии на кнопку на клавиатуре она
оказалась в нижнем положении;
onKeyUp - когда при отпускании клавиатурной кнопки она оказалась в
верхнем положении;
onKeyPress - возникает при нажатии на клавиатурную кнопку. От
событий onKeyDown иonKeyUp оно отличается типом используемого
параметра Key ;
onMouseDown - когда при нажатии кнопки мышки она оказалась в
нижнем положении;
onMouseUp - когда при отпускании кнопки мышки она оказалась в
верхнем положении;
onMouseMove - возникает при перемещении указателя мышки над
компонентом.
onChange – возникает при изменении текста компонента Edit
onEnter – возникает, когда объект получает фокус ввода
onExit - возникает, когда компонент теряет фокус ввода;

Создание и сохранение проекта
Команда File/New/VCL Forms Aplication создает новый
проект
Сохранить проект можно так же с помощью команды
File/Save Project As..
Для каждого нового проекта лучше отводить отдельную
папку, т.к. проекты включают множество файлов. Это
позволит вам упростить процесс копирования проекта на
другой компьютер.
Названия файлов должны состоять из букв английского
алфавита, символа подчеркивания и арабских цифр,
первым символом не может быть цифра. Пробелы –
недопустимы.

Какие файлы у нас сохранились?
Главный файл нашего
проекта
Файл нашей
формы с
описанием ее
свойств
Файл модуля с
расширением *.pas –
здесь исходный код
нашей программы
Дополнительные
файлы ресурсов,
которые Delphi
создает
автоматически

Некоторые события Delphi

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОГРАММЫ В DELPHI

Создание и сохранение проекта

Общая организация программы в
Delphi
Программа создаваемая в среде Delphi в
процессе проектирования приложения,
основана на модульном принципе.
В среде Delphi разрабатывается проект –
набор файлов, из которых состоит
приложение.

Состав проекта
В любой проект входит файлы:
project1.dpr – главный файл проекта, формируется системой при
создании нового приложения;
unit1.pas – первый модуль (unit) программы, который автоматически
появляется в начале работы;
unit1.dfm – файл описания формы, используется для сохранения
информации о внешнем виде главной формы;
project1.res – файл ресурсов, в нём хранятся иконки, растровые
изображения, курсоры. Как минимум, содержит иконку приложения;
project1.dof – файл опций, является текстовым файлом для сохранения
установок, связанных с данным проектом (например директив
компилятора);
project1.cfg – файл конфигурации, содержит информацию о состоянии
среды.

Структура головной программы
приложения Delphi
Главный файл проекта представляет собой текстовый
файл, содержащий программный код, записанный на
языке Object Pascal. Этот файл подключает все
используемые программные модули и содержит
операторы для запуска приложения.

Общая организация программы в Delphi

Структура головной программы
приложения Delphi
Программа
с ключевого
В разделеначинается
uses перечисляются
все
program Project1;
слова
директива
program,
компилятора,
после которого
которая
модули,
загружаемые
uses
указывается
связывает
имяПервый
программы.
с исполняемым
Оно
программой.
модуль
совпадает
модулем
с файлы
именем
ресурсов
файла, вWindows
котором
Forms
является
системным,
а
Vcl.Forms,
был
(.Dfm,
сохранен
.Res).
проект.
По умолчанию
Это же имя
для
следующие
– модулями
присваивается
файлов ресурсов
исполняемому
используется
файлу
разработанных
пользователем
Unit1 in "Unit1.pas" {Form1};};
приложения.
По умолчанию
.Res.
форм. расширение
{$R *.res}
используется
Project1.
Операторимя
Application.Initialize
инициализирует приложение.
begin
Application.CreateForm создает
объекты формы.
Application.Initialize;
Application.Run начинает
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
выполнение приложения..
Application.Run;
end.

Состав проекта

Структуры модуля приложения
Delphi
Текст программ хранится в модулях, название которого
должно совпадать с именем файла. Модуль состоит из
трех разделов: интерфейса, реализации и
инициализации. Структура модуля приложения Delphi:
Unit Unitl;
Название модуля (Это название используется в
предложении Uses при подключении модуля к
программе).
Interface
Раздел интерфейса

Implementation Раздел реализации (исполняемая часть)

begin
Раздел инициализации

end.

Раздел интерфейса
Начинается ключевым словом Interface.
Сообщает компилятору, какая часть модуля является
доступной для других модулей программы.
Здесь могут размещаться списки подключаемых модулей,
объявления типов, констант, переменных, заголовки
функций и процедур, к которым будет доступ из других
модулей. Иными словами, в этом разделе перечисляется,
все то, что должно быть видимым из программы, которая
его использует.

Структура головной программы приложения Delphi

unit1.pas
заголовок
модуля проекта
– Unit 1
Интерфейсная часть
(объявление всех
объектов модуля –
типов, переменных …)

Структуры модуля приложения Delphi

unit1.pas
Это автоматически
подключаемые
Delphi модули
объявление
объектов, которые
используются в
нашем проекте:
форма (TForm1),
Button1 и Button2, а
также процедуры
обработки событий
нажатия на эти
кнопки:
Button1.Click и
Button2.Click

Раздел интерфейса

unit1.pas
закрытый раздел класса
Сюда могут помещаться
объявления переменных,
функций и процедур,
включаемых в класс
формы, но не доступных
для других модулей
Открытый раздел класса
Сюда могут помещаться
объявления переменных,
функций и процедур,
включаемых в класс
формы и доступных для
других модулей
Сюда могут помещаться
объявления типов, констант,
переменных, функций и
процедур, к которым будет
доступ из других модулей, но
которые не включаются в класс
формы

Раздел реализации
Начинается ключевым словом Implementation и содержит
объявления локальных переменных, процедур и функций,
поддерживающих работу формы.
Директива {$R *.dfm} указывает компилятору, что в раздел
реализации нужно вставить инструкции установки значений
свойств формы, которые находятся в файле с расширением
.dfm, имя которого совпадает с именем модуля.
Далее в разделе реализации могут помещаться предложения
uses, объявления типов, констант, переменных, к которым не
будет доступа из других модулей. Здесь же располагаются все
тексты процедур и функций, объявленных в разделе interface.
Заголовки процедур и функций могут полностью совпадать с
заголовками из интерфейсной части или могут отличаться от
них полным отсутствием параметров. Если в этой части набран
текст функции или процедуры, не представленной в Interface, то
данная функция или процедура будет локальной.

unit1.pas
Исполняемая часть модуля,
содержащая основной код
и отражающая логику и
алгоритм работы
программы
Процедура обработки
первой кнопки
Процедура обработки
второй кнопки


Procedure <название процедуры>
Const
<имя константы>=<значение константы>;

Заголовок процедуры.
Название процедуры состоит из
двух частей: названия объекта
+ название события
Раздел описания констант
<имя константы>=<значение константы>;
Type
<имя типа> = <тип>;

<имя типа> = <тип>;
Var
<имя переменной>:<тип>;

Раздел типов
Раздел описания переменных
<имя переменной>:<тип>;
<Тексты локальных процедур и функций> Раздел процедур и функций
Begin
Раздел, в котором пишутся
<инструкции>
инструкции процедуры
End;
обработки событий

Раздел реализации

Раздел инициализации
Раздел
инициализации
позволяет
выполнить
инициализацию переменных модуля. Располагается после
раздела реализации между Begin и End.
В этой части помещают операторы, которые должны
выполняться один раз при первом обращении к модулю
(после ключевого слова Initialization). Или операторы,
выполняемые при любом завершении модуля (после
ключевого слова Finalization). Эта часть является
необязательной. На практике данный подход используется
редко, поэтому обычно после Implementation сразу
ставится End с точкой (без Begin).

Файл формы
В коде мы видим описание формы и
объектов, находящихся на ней
Описание формы и ее
свойств
Описание свойств
первой кнопки
Описание свойств
второй кнопки
Самостоятельно
разберитесь, что означают строки кода
для формы и кнопок

Структура событийной процедуры

Хорошее приложение
Можно считать хорошим приложение, которое:
имеет простой, удобный, интуитивно понятный
интерфейс, со всеми присущими Windows атрибутами:
окнами, кнопками, меню и т.д.;
управляется как мышью, так и клавиатурой;
отказоустойчиво, корректно обрабатывает любые
ошибки пользователя;
работает быстро;
имеет хорошую справочную систему;
обеспечивает обмен данными с другими
приложениями;
может (при необходимости) использовать средства
мультимедиа;
может работать с базами данных;
разрабатывается быстро.

Раздел инициализации


При разработке интерфейса пользователя необходимо
соблюдать ряд правил.
1. При проектировании окон (форм) ввода данных:
для команд всегда следует создавать клавишные
эквиваленты (при этом необходимо там, где это уместно,
сохранять привычные эквиваленты), не заставляя
пользователя применять исключительно мышь;
расположение элементов на главной форме должно быть
согласовано с задачами пользователя;
при вводе данных должна присутствовать заметная, но
ненавязчивая связь с пользователем (например,
синтаксический контроль и, если возможно, исправление
ошибок и опечаток);
для нескольких разных форм ввода не следует использовать
существенно отличающиеся интерфейсы.

Файл формы

Разработка интерфейса пользователя.
2. При создании меню:
следовать стандартным соглашениям о расположении
пунктов меню, принятым в Windows;
группировать пункты меню в логическом порядке и по
содержанию;
для группировки пунктов в раскрывающихся меню
использовать разделительные линии;
избегать избыточных меню;
использовать клавиатурные эквиваленты команд и
«горячие» клавиши;
помещать на панель инструментов часто используемые
команды меню.

Хорошее приложение

Разработка интерфейса пользователя.
3. При работе приложения в процессе ожидания следует
информировать пользователя о ходе работы (например,
с помощью индикатора состояния выполнения задания).
4. Общие дизайнерские требования: сочетаемость цвета
фона приложения и цвета выводимого на него текста,
небольшое количество используемых цветов и др.

Разработка интерфейса пользователя.


Компиляция
проекта
выполняется
командой
Project|Compile ProjectName
или
использованием
комбинации клавиш Ctrl+F9. При этом компилируются все
исходные модули, содержимое которых изменялось
после последней компиляции: для каждого программного
модуля создаётся файл с расширением dcu.
Затем
компилируется файл проекта и компонуется (собирается)
из dcu-модулей исполняемый файл, имя которого совпадает
с именем файла проекта.
Готовый
к
использованию
файл
может
быть
приложением (*.exe) или динамически загружаемой
библиотекой (*.dll).

Разработка интерфейса пользователя.

Компиляция и выполнение проекта
Готовый проект можно запустить на выполнение.
Выполнение приложения из среды Delphi задаётся
командой Run|Run (клавишей F9 или кнопкой с зелёным
треугольником) и имеет следующие особенности:
нельзя запустить несколько копий приложения;
при возникновении исключительных ситуаций сначала
выводятся сообщения Delphi, а затем – приложения;
для аварийного завершения приложения (например при
зацикливании) необходимо выполнить команду
Run|Program Reset;
для продолжения разработки проекта приложение надо
закрыть.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Цикл презентаций «ООП на Delphi» посвящен объектно – ориентированному программированию с использованием одной из самых распространенных систем быстрой разработки приложений – Delphi
  • Используя данный учебный курс, можно самостоятельно овладеть основами объектно – ориентированного программирования на Delphi. Для расширения Ваших знаний к курсу приложен ряд учебных пособий и справочников по Delphi
  • Цикл содержит 13 презентаций:
  • ООП на Delphi – 1: Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты (компоненты) и их свойства и методы
  • ООП на Delphi – 2: Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция
  • ООП на Delphi – 3: Программное изменение свойств объектов
  • ООП на Delphi – 4: Условия в Delphi. Создание простого теста
  • ООП на Delphi – 5: Элементы ввода и вывода информации. Обработка исключений
  • ООП на Delphi – 6: Заставка программы и элемент таймер
  • ООП на Delphi – 7: Программируем свою игрушку
  • ООП на Delphi – 8: Меню программы, диалоги
  • ООП на Delphi – 9: Создаем свой текстовый редактор
  • ООП на Delphi – 10: Базы данных на Delphi
  • ООП на Delphi – 11: Калькулятор на Delphi. Обработка исключительных ситуаций
  • ООП на Delphi – 12: Создаем тестирующую систему
  • ООП на Delphi – 13: Графика на Delphi
  • Delphi использует язык программирования Объект Паскаль, поэтому лучше сначала изучить обычный Паскаль и поработать в ТурбоПаскале, а затем и переходить к Delphi – перейти будет очень просто, т.к синтаксис языка остается неизменным.
  • Изучение ООП на Delphi желательно проводить в старших профильных классах – количество часов, отводимое на информатику там вполне достаточно для освоения основ ООП на Delphi
  • Объектно – ориентированное программирование на
  • DELPHI - 1
  • @ Краснополянская школа № 1 Домнин Константин Михайлович 2006 год
  • На этом уроке:
  • Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты (компоненты) и их свойства
  • Вопросы:
  • Введение
  • Рабочее окно программы
  • Компоненты Delphi
  • Объекты и их свойства
  • DELPHI - 1
  • 1. Введение
  • Введение
  • Delphi – современная и мощная объектно – ориентированная система быстрой разработки приложений, позволяющая создавать как самые простые (учебные, игровые приложения), так и сложные программы баз данных и управления предприятием
  • Программирование на Delphi – увлекательный процесс, который можно сравнить с со сборкой мозаики, детских кубиков, конструктора, где роль этих кубиков будут играть объекты (кнопки, надписи, Edit – ы и прочие компоненты)
  • Как в конструкторе, мы размещаем эти элементы на нашей форме, причем каждый элемент (объект) обладает своими свойствами, которыми мы можем управлять
  • Кроме того объекты имеют свои методы – они способны реагировать на определенные события (нажатие кнопки, клавиши …), при этом будет исполняться то, что мы записали в коде обработки этого события
  • На этом уроке мы познакомимся с рабочим окном Delphi - 7 и, некоторыми его часто используемыми компонентами (объектами) и их свойствами
  • Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1
  • 2. Рабочее окно Delphi
  • Это наша форма, на которой мы будем размещать объекты
  • Это окно, в котором мы будем писать код программы
  • Инспектор объектов (здесь мы будем изменять свойства и поведение объектов)
  • Рабочее окно Delphi
  • Система раскрывающихся меню и панели компонентов
  • Рабочее окно Delphi
  • Система раскрывающихся меню,
  • содержащая функции для работы с файлами, проектом, настройки программы и т.д.
  • (как в MS OFFICE)
  • Рабочее окно Delphi
  • Стандартная панель инструментов, позволяющая производить часто используемые действия с файлами, проектами, формами
  • Начнем с меню и панели компонентов:
  • Рабочее окно Delphi
  • Панель компонентов нашего приложения, содержащая вкладки сгруппированных объектов
  • Вкладка стандартных и наиболее часто используемых элементов
  • Вкладка дополнительных элементов, которая сейчас открыта, ниже мы видим элементы, которые содержит эта вкладка
  • Вкладка диалоги, которую мы тоже будем использовать
  • В ходе работы мы будем использовать компоненты и с других панелей
  • Начнем с меню и панели компонентов:
  • Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1
  • 3. Компоненты Delphi
  • Компоненты Delphi
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • Frame - рамка. Наравне с формой служит контейнером для размещения других компонентов. В отличие от формы может размещаться в палитре компонентов, создавая заготовки компонентов
  • MainMenu - главное меню программы. Компонент способен создавать и обслуживать сложные иерархические меню, как например, в MS Word и других офисных программах, ставший стандартом оформления программ
  • Компоненты Delphi
  • Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • PopupMenu - вспомогательное или локальное меню. Обычно это меню появляется в отдельном окне после нажатия правой кнопки мыши.
  • Label - метка. Этот компонент используется для размещения в окне надписей.
  • Компоненты Delphi
  • Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • Edit - строка ввода. Предназначена для ввода, отображения или редактирования одной текстовой строки.
  • Memo - многострочный текстовый редактор. Используется для ввода и/или отображения многострочного текста.
  • Компоненты Delphi
  • Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • Button - командная кнопка. Обработчик события OnClick этого компонента обычно используется для реализации некоторой команды.
  • CheckBox - независимый переключатель. Щелчок мышью на этом компоненте в работающей программе изменяет его логическое свойство Checked.
  • Компоненты Delphi
  • Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • RadioButton - зависимый переключатель. Обычно объединяется как минимум еще с одним таким же компонентом в группу. Щелчок по переключателю приводит к автоматическому освобождению ранее выбранного переключателя в той же группе
  • ListBox - список выбора. Содержит список предлагаемых вариантов (опций) и дает возможность проконтролировать текущий выбор. .
  • Компоненты Delphi
  • Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • ComboBox - комбинированный список выбора. Представляет собой комбинацию списка выбора и текстового редактора
  • ScrollBar - полоса управления. Представляет собой вертикальную или горизонтальную полосу, напоминающую полосы прокрутки по бокам Windows-окна.
  • Компоненты Delphi
  • Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • GroupBox - группа элементов. Этот компонент используется для группировки нескольких связанных по смыслу компонентов.
  • RadioGroup - группа зависимых переключателей. Содержит специальные свойства для обслуживания нескольких связанных зависимых переключателей.
  • Компоненты Delphi
  • Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
  • 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
  • Panel - панель. Этот компонент, как и GroupBox, служит для объединения нескольких компонентов. Содержит внутреннюю и внешнюю кромки, что позволяет создать эффекты “вдавленности” и “выпуклости”.
  • Actiontist - список действий. Служит для централизованной реакции программы на действия пользователя, связанные с выбором одного из группы однотипных управляющих элементов таких как опции меню, пиктографические кнопки и т. п
  • Компоненты Delphi
  • 1. Вкладка ДОПОЛНИТЕЛЬНО
  • BitBtn - командная кнопка с надписью и пиктограммой.
  • StringGrid - таблица строк. Этот компонент обладает мощными возможностями для представления текстовой информации в табличном виде.
  • DrawGrid - произвольная таблица. В отличие от StringGrid ячейки этого компонента могут содержать произвольную информацию, в том числе и рисунки.
  • Компоненты Delphi
  • 1. Вкладка ДОПОЛНИТЕЛЬНО
  • (Рассмотрим только некоторые, нужные нам компоненты)
  • ColorBox - специальный вариант ComboBox для выбора одного из системных цветов
  • Chart - диаграмма. Этот компонент облегчает создание специальных панелей для графического представления данных.
  • Image - рисунок. Этот компонент предназначен для отображения рисунков
  • Компоненты Delphi
  • Кроме того, нам понадобятся некоторые компоненты с вкладок
  • Win32, Диалоги, Система, Доступ к данным
  • Ввиду множества компонент ограничим на этом их рассмотрение, при дальнейшей работе с Delphi Вам обязательно понадобятся справочники и электронные учебники по Delphi, которые приложены к данному курсу
  • Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1
  • 4. Объекты и их свойства
  • Объекты и их свойства
  • Начнем с главного объекта любого приложения - формы
  • Давайте запустим Delphi и рассмотрим свойства формы в инспекторе объектов
  • Инспектор объектов содержит две вкладки:
  • Параметры (здесь мы изменяем свойства объекта)
  • События (здесь мы определяем, при наступлении какого события будет исполняться наш код)
  •  Свойств и событий для объектов, в частности для формы, очень много. В рамках нашего курса мы рассмотрим лишь простые и широко используемые
  • Объекты и их свойства
  • Align – свойство, определяющее положение формы на экране. Например, если мы выберем это свойство равное значению alClient, то форма займет весь экран
  •  Попробуйте задать свойству Align разные значения и посмотреть, как изменится вид и положение формы на экране. Для этого нажмите кнопку «Выполнить» на панели инструментов (или клавишу F9)
  • 1. Свойство Align (выравнивание формы на экране)
  •  При рассмотрении следующих свойств также пробуйте менять значения, запускать проект (F9), чтобы увидеть, как отражается изменение свойства на форме (или другом объекте)
  • Объекты и их свойства
  • 2. Свойство AlfaBlend (прозрачность объекта)
  • AlfaBlend – включает и выключает прозрачность формы
  • AlfaBlendValue – позволяет установить степень прозрачности
  •  Задайте свойству AlfaBlend значение True, а свойству AlfaBlendValue – значение 100, запустите (F9), и форма становится прозрачной
  • 3. Свойство AutoScroll (автоматическое появление полосы прокрутки)
  • При включении (true) на форме автоматически будет появляться полоса прокрутки, если размеры объектов будут превосходить размеры формы
  • 4. Свойство AutoSize(автоматическая установка размера формы)
  • При включении (true) размеры формы автоматически подгоняются под размеры объектов на ней
  • Объекты и их свойства
  • 5. Свойство BorderIcons (вид иконок в заголовке формы)
  • Установка этих свойств позволяет нам включать или выключать кнопки для работы с окном на нашей форме
  • Например если свойству biMinimize дать значение False, то в нашем окне не будет кнопки минимизации окна (она будет недоступна)
  • 6. Свойство BorderStyle определяет вид границы нашего окна
  • Например значение bsSingle делает границу тонкой, а значение bsNone делает форму вообще без границы (это часто используется при создании заставок к программам)
  • Объекты и их свойства
  • 7. Свойство Сaption (определяет заголовок окна программы)
  • Если вписать здесь слово Калькулятор, то оно автоматически вписывается в заголовок окна
  • 8. Свойство Color определяет цвет нашей формы
  • В правой части присутствует набор цветов, которые можно раскрыть и выбрать нужный.
  • Если Вас не устраивает этот набор, сделайте двойной щелчок мышкой по правой части свойства и выберите сами нужный цвет
  • Объекты и их свойства
  • 9. Свойство Enabled (доступность объекта)
  • При свойстве false объект будет недоступен (неактивен)
  • 10. Свойство Font (установки шрифта)
  • Здесь можно изменять размер, цвет и написание теста на объектах
  • 11. Свойство FormStyle (стиль формы)
  • Определяет стиль формы. Например, если этому свойству придать значение fsStayOnTop, то размеры формы нельзя изменить, уцепляясь за ее границы
  • 12. Свойство Icon (иконка окна программы)
  • Определяет иконку в окне программы, которую вы можете выбрать из имеющихся или нарисовать сами
  • Объекты и их свойства
  • 13. Свойство VertScrollBar (определяет наличие и вид вертикальной полосы прокрутки
  • 14. Свойство Visible (определяет видимость объекта)
  • Если значение свойства равно true, то объект виден, а если false – то объект не виден
  • 14. Свойство VindowState (определяет статус окна программы при ее запуске)
  • Окно программы в зависимости от значения этого свойства может запускаться в развернутом на весь экран (максимизированном), свернутом (минимизированном) или обычном виде
  • Итак, мы рассмотрели некоторые свойства объектов (в частности формы) и попробовали их в действии. Аналогично у каждого объекта (кнопки, Edit, Memo, Timer …) есть свои свойства, которые имеют много общего и некоторые отличия
  • Объекты и их свойства
  • А сейчас рассмотрим, на какие события могут реагировать объекты формы
  • Для этого давайте поместим на нашу форму КНОПКУ. Как это сделать?
  • Ищем на панели Delphi вкладку СТАНДАРТНЫЕ, на ней элемент КНОПКА (Button), щелкаем по ней, а затем щелкаем по форме – появляется кнопка
  • Изменим свойство Caption кнопки на ВЫХОД
  • Сейчас перейдем на вкладку СОБЫТИЯ инспектора объектов
  • Основное событие для многих объектов, и особенно для кнопки – это щелчок мышкой по нему OnClick
  • Сделайте двойной щелчок по белой области этого свойства, и вы увидите окно с кодом программы:
  • Вставьте между словами begin и end оператор close, после этого запустите программу (F9) и нажмите кнопку - кнопка работает, т.е. при возникновения события щелчка по кнопке выполняется код закрытия окна (close)
  • close
  • Компоненты Delphi
  • Кроме наиболее применимого события нажатия на кнопку существует и много других, например событие наведения курсора мыши на объект OnMouseMove
  • С этими событиями и их обработкой мы познакомимся в процессе работы с нашим курсом
  • ООП на Delphi – 2:
  • Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция
  • Вы научитесь сохранять и компилировать проект, создадите первую программу, научитесь читать исходный код модуля
  • На этом уроке мы познакомились с системой программирования Borland Delphi, Объектами (компонентами) и их свойствами
  • ИТОГИ УРОКА:
  • НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ:
  • Домнин Константин Михайлович
  • E – mail: [email protected]
  • 2006 год.

программированию с использованием одной из самых распространенных систем быстрой разработки приложений – Delphi Используя данный учебный курс, можно самостоятельно овладеть основами объектно – ориентированного программирования на Delphi. Для расширения Ваших знаний к курсу приложен ряд учебных пособий и справочников по Delphi Цикл содержит 13 презентаций: ООП на Delphi – 1: Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты (компоненты) и их свойства и методы ООП на Delphi – 2: Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция ООП на Delphi – 3: Программное изменение свойств объектов ООП на Delphi – 4: Условия в Delphi. Создание простого теста ООП на Delphi – 5: Элементы ввода и вывода информации. Обработка исключений ООП на Delphi – 6: Заставка программы и элемент таймер ООП на Delphi – 7: Программируем свою игрушку ООП на Delphi – 8: Меню программы, панель статуса, диалоги ООП на Delphi – 9: Создаем свой текстовый редактор ООП на Delphi – 10: Базы данных на Delphi ООП на Delphi – 11: Калькулятор на Delphi. Обработка исключительных ситуаций ООП на Delphi – 12: Создаем тестирующую систему ООП на Delphi – 13: Графика на Delphi.

Delphi использует язык программирования Объект Паскаль, поэтому лучше сначала изучить обычный Паскаль и поработать в ТурбоПаскале, а затем и переходить к Delphi – перейти будет очень просто, т.к синтаксис языка остается неизменным. Изучение ООП на Delphi желательно проводить в старших профильных классах – количество часов, отводимое на информатику там вполне достаточно для освоения основ ООП на Delphi

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Занятие 4 Операции ввода/вывода Новиков Алексей Константинович Преподаватель СПК МГППУ Программирование на Delphi

2 слайд

Описание слайда:

Особенность файлов: Каждому файлу при создании указывается имя, по которому обрабатывающая его программа может отличить один файл от другого. Одна программа может работать одновременно с несколькими файлами. Файл содержит элементы только одного типа или тип его компонентов не оговаривается Длина файла – это число его элементов. При создании файла длина файла не задается заранее и ограничивается только емкостью устройств внешней памяти.

3 слайд

Описание слайда:

Виды файлов в Pascal В Pascal имеются три вида файлов: текстовый файл (определяется типом text); типизированный файл (задается предложением file of Тип); не типизированный файл (определяется типом file).

4 слайд

Описание слайда:

Описание файловой переменной type ИмяТипа1=text; ИмяТипа2=file of Тип; ИмяТипа3= file; Var ИмяПеременной1: ИмяТипа1; ИмяПеременной2: ИмяТипа2; ИмяПеременной3: ИмяТипа3;

5 слайд

Описание слайда:

или Var ИмяПеременной1= text; ИмяПеременной2=file of; ИмяПеременной3=file; Например: type fak= text; файловый тип var a, b, x: fak, файловые переменные или var a, x: text; с: file;

6 слайд

Описание слайда:

Виды файлов Файлом последовательного доступа называется файл, к элементам которого доступ выполняется в той же последовательности, в какой они записались. Для таких файлов запрещено одновременно читать и записывать данные в файл. Файл прямого доступа – это файл, доступ, к элементам которого осуществляется по адресу (номеру). При поиске нужного элемента достаточно указать номер его позиции, что существенно ускоряет поиск. Для файлов прямого доступа разрешается одновременная запись и считывание данных.

7 слайд

Описание слайда:

Операции при работе с файлами При работе с файлами программа должна провести следующие операции: открыть файл; чтение файла; закрыть файл.

8 слайд

Описание слайда:

Процедуры и функции, применимые для файлов любых типов AssignFile; Reset; Rewrite; Close; Rename; Erase; Ioresult; Eof.

9 слайд

Описание слайда:

Процедура AssignFile Для того, чтобы программа могла выводить данные в файл или считывать данные из файла необходимо указать конкретный файл, то есть связать файловую переменную с конкретным файлом. Описание процедуры AssignFile выглядит следующим образом: AssignFile (ФайловаяПеременная, ИмяФайла); Имя файла должно представлять собой выражение строкового типа.

10 слайд

Описание слайда:

Примеры: AssignFile (f, ‘a:\result.txt’); AssignFile (f, ‘c:\students\ivanov\korni.txt’); fname: =(‘otchet.txt’); AssignFile (f, fname);

11 слайд

Описание слайда:

Процедура reset Процедура reset открывает файл для ввода (чтения) и ставит указатель на начало первого элемента файла. Если при чтении файла возникает необходимость вернуть указатель в его начало, достаточно будет просто применить процедуру reset к этому файлу еще раз. Reset (ФайловаяПеременная); Например: AssignFile (f, ‘c:\data.txt’); Reset (f); Файловая переменная должна быть связана с конкретным файлом. При отсутствии внешнего файла с указанием имени возникает сообщение об ошибке.

12 слайд

Описание слайда:

Процедура rewrite Процедура rewrite (ФайловаяПеременная) создаёт и открывает новый файл для следующей записи данных. После её успешного выполнения файл готов к записи в него первого элемента. Обратите внимание! Если внешний файл с указанным именем уже существует, то он удаляется и на его месте создаётся новый пустой файл с тем же именем. Для предотвращения потери информации на практике необходимо создавать резервные копии файлов (обычно им назначают расширение bak).

13 слайд

Описание слайда:

Процедура Close Процедура Close (ФайловаяПеременная); Позволяет закрыть файл, после того как в программе будет завершена его обработка. В противном случае может произойти потеря данных. При закрытии внешний файл обновляется, его автоматически завершает символ конца файла.

14 слайд

Описание слайда:

Процедура rename Процедура rename (ФайловаяПеременная, ИмяФайла) используются для того, чтобы переименовать неоткрытый внешний файл любого типа. Новое имя задаётся строкой ИмяФайла.

15 слайд

Описание слайда:

Процедура erase Процедура erase (ФайловаяПеременная) удаляет неоткрытый внешний файл любого типа, задаваемый параметром Файловая Переменная. Обратите внимание! Процедуры rename и erase нельзя использовать для открытых файлов.

16 слайд

Описание слайда:

Функция ioresult Функция ioresult проверяет существование файла на диске. Как правило это делается автоматически, но иногда возникает необходимость использовать эту функцию.

17 слайд

Описание слайда:

Функция eof Логическая функция eof (ФайловаяПеременная) выполняет проверку, не достигнут ли конец файла (End Of File) при чтении из него данных. Функция возвращает true, если конец файла обнаружен, и указатель текущей позиции находится в конце файла за его последним символом. Это значит, что последний элемент в файле уже прочитан, или файл после открытия оказался пуст. В противном случае функция выполняет false.

18 слайд

Описание слайда:

Текстовый файл Текстовый файл – это последовательность символов char, сгруппированных в строки, заканчивающиеся специальным символом end. В конце любого файла, в том числе и текстового, ставится символ #26 (SUB) – конец файла eof. Объявление текстовых файлов в программе выглядит так: Type ИмяТипа = text; var ФайловаяПеременная: Имя Типа; или var ФайловаяПеременная: Text File; Файловая Переменная – имя файловой переменной.

19 слайд

Описание слайда:

Процедуры и функции для текстовых файлов. Процедура Append (ФайловаяПеременная) открывает существующий файл для дозаписи - примененима только для текстовых файлов. Указатель становится в конце файла, куда и будут дописываться новые компоненты. Файловая Переменная должна быть связана с внешним файлом с помощью процедуры assign. Если файл ранее уже был открыт с помощью reset или rewrite, использование append приведёт к закрытию этого файла и открытию его вновь для добавления.

20 слайд

Описание слайда:

Процедур write, writeln Вывод в текстовый файл осуществляется при помощи процедур write, writeln. Инструкция процедуры записи выглядит так: write (ФайловаяПеременная, y1, y2, …, yN); writeln (ФайловаяПеременная, y1, …, yN); writeln (ФайловаяПеременная); где у1, у2, …, уN – список вывода, то есть имена переменных, значения которых нужно вывести в файл, начиная с позиции текущего указателя. Список вывода содержит выводимые выражения разных типов (integer, real, char, string, boolean). Файл должен быть открыт для вывода.

21 слайд

Описание слайда:

Процедуры read, readln Чтение из файла выполняется при помощи read и readln. Процедура чтения read (ФайловаяПеременная x1, x2, …, xN); readln (ФайловаяПеременная x1, x2, …, xN); readln (ФайловаяПеременная); x1, x2, …, xN – список ввода, содержащий имена переменных разных типов (integer, real, char, string), значения которых процедура read считывает из текстового файла, начиная чтение с элемента, на который установлен текущий указатель. ФайловаяПеременная имеет тип text.

22 слайд

Описание слайда:

Пример Например, если текстовый файл а:\ data.txt содержит следующие строки: 23 15 45 28 56 71 то в результате выполнения инструкций: Assignfile (f, ‘а:\ data.txt’); Reset (f); // открытие для чтения read (f, a); read (f, b, c.); read (f, d); значения переменных будут следующими a=23, b=15, c=45, d=28,

23 слайд

Описание слайда:

а в результате выполнения инструкций: Assignfile (f, ‘а:\ data.txt’); Reset (f); // открытие для чтения readln (f, a); readln (f, b. c); readln (f, d) значения переменных будут а=23; b=45; c=28; d=56.

24 слайд

Описание слайда:

Функция eoln Для контроля конца строки используется функция eoln (Файловая Переменная), принимающая true, если указатель текущей позиции находится на маркере конца строки (CR/LF), иначе - false. Если eof – true, то и eoln – true.

25 слайд

Описание слайда:

Варианты выбора буферной переменной: Массив или связанный список строк, в который будет считан сразу весь файл; Одна переменная строкового типа, в которую будут считываться по очереди строки файла; Одна переменная символьного типа, в которую по очереди будут считываться символы.

26 слайд

Описание слайда:

Типизированные файлы Типизированный файл состоит из последовательности элементов одного типа и длины. Их число и, следовательно, размер файла не ограничивается при его задании. Каждый элемент файла имеет номер. Первый элемент считается нулевым. В каждый момент времени программе доступен только один – текущий элемент, на который установлен указатель файла. Так как все элементы файла имеют одинаковую длину, позиция каждого элемента легко вычисляется. Поэтому указатель может быть перемещен на любой элемент файла, обеспечивая к нему прямой доступ.

27 слайд

Описание слайда:

Объявление типизированных файлов Type ИмяТипа = file of Тип Var ФайловаяПеременная: ИмяТипа; Или Var ФайловаяПеременная =file of Тип;

28 слайд

Описание слайда:

При обработке таких файлов могут использоваться некоторые дополнительные процедуры и функции, ряд известных нам общих имеют свои особенности. Открытия типизированного файла можно произвести стандартными способами: reset и rewrite. Следует знать: типизированные и нетипизированные файлы всегда допускают одновременно как чтение, так и запись, независимо от того, были ли они открыты с помощью reset или rewrite; для чтения и записи типизированного файла применяются только процедуры reset или write. Использование readln и writeln – запрещено.