Доклад: Операторы цикла. Операторы цикла Что такое оператор цикла в информатике

  • 09.09.2022

Задачи целочисленной арифметики

Командой повторения или циклом называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий повторяется до тех пор, пока сохраняется значение некоторого логического выражения. При изменении значения логического выражения на противоположное повторения прекращаются (цикл завершается).

Для организации цикла необходимо выполнить следующие действия:

перед началом цикла задать начальное значение параметра;

внутри цикла изменять параметр цикла с помощью оператора присваивания;

проверять условие повторения или окончания цикла;

управлять циклом, т.е. переходить к его началу, если он не закончен, или выходить из цикла в противном случае.

Различают циклы с известным числом повторений (цикл с параметром) и итерационные (с пред- и постусловием).

В цикле с известным числом повторений параметр изменяется в заданном диапазоне.

Если в цикле изменяется простая переменная, то она является параметром цикла; если в цикле изменяется переменная с индексом, то индекс этой переменной является параметром цикла.

Для организации цикла с известным числом повторений в Pascal используется оператор for.

Структура цикла, организованного с помощью этого оператора, имеет вид:

For I:= A To B Do Begin <операторы> End;

For I:= A DownTo B Do Begin <операторы> End;

Здесь I - параметр, изменяющийся в цикле; A, B - выражения порядкового типа, обозначающие начальное, конечное значение параметра цикла. Шаг изменения номера параметра цикла равен 1, если в заголовке цикла стоит To (т.е. реально следующее значение параметра цикла вычисляется с помощью функции succ); и -1 - при DownTo (вычисление производится с помощью функции pred).

Порядок выполнения цикла с шагом 1 следующий: вычисляются значения начального и конечного значений параметра цикла; параметр если I принимает начальное значение; если I меньше или равно конечному значению, исполняется тело цикла; значение параметра цикла увеличивается, т.е. I:= succ(I); проверяется условие I<=B (для отрицательного шага условие I>=B) и при его выполнении цикл повторяется. Выход из цикла осуществляется, если I>B (IB (или A

Если в операторе цикла с параметром начальное или конечное значение параметра заданы переменными или выражениями, то значения этих переменных должны быть определены в программе до оператора цикла. Не следует внутри цикла изменять параметр цикла, его начальное и конечное значения с помощью операторов присваивания или ввода.

Задача 1. Дано натуральное n, действительное x. Вычислить

Разработаем алгоритм решения задачи:

1) ввести данные - количество слагаемых n и число x;

2) присвоить переменной, в которой будем хранить степени sin x, значение 1; S:= 0;

3) присвоить параметру цикла значение 1;

4) если значение параметра цикла меньше n, перейти к следующему пункту, иначе к п. 9;

5) вычислить очередную степень sin x;

6) добавить вычисленное значение к сумме;

7) увеличить параметр цикла на 1;

8) перейти к п.4;

9) вывести на печать сумму S;

{Программа вычисления суммы степеней sin x}

Var S, X, Pr: Real; N, I: Integer;

Write("Введите число слагаемых и x: "); ReadLn(N, X);

Pr:= 1; {в этой переменной хранятся последовательные степени sin x}

For I:= 1 To N Do

Pr:= Pr * Sin(X); {Очередная степень Sin(x)}

WriteLn("Сумма равна ", S: 7: 4)

Достаточно часто цикл с параметром используется при разработке программ обработки массивов.

Примечание. Как видно из рассказа, приведённого выше, область применения цикла с параметром в языке Pascal значительно ограничена: ограничения связаны с шагом изменения параметра цикла, с типом параметра цикла, его начального и конечного значения. В некоторых языках, например, в Basic, таких ограничений не существует.

По сравнению с циклом с параметром итерационные циклы являются универсальными. Для организации итерационных циклов используются операторы цикла с предусловием while и цикла с постусловием repeat..until.

Эти операторы не задают закон изменения параметра цикла, поэтому необходимо перед циклом задавать начальное значение параметра с помощью оператора присваивания, а внутри цикла изменять текущее значение этого параметра.

Соответствующие структуры циклов:

while B Do Begin <операторы> End;

Repeat <операторы> Until C;

Здесь B, C - логические выражения.

Для оператора цикла с предусловием проверяется значение логического выражения, если оно имеет значение True, то операторы, входящие в цикл, выполняются, в противном случае осуществляется выполнение оператора, следующего за циклом.

Цикл с постусловием выполняется хотя бы один раз. Затем проверяется значение логического выражения, если оно False, то операторы, входящие в цикл, выполняются, в противном случае осуществляется выход из цикла.

Входить в цикл можно только через его начало, т.е. нельзя входить внутрь цикла с помощью управляющего оператора, т.к. в этом случае параметр цикла не определен.

Задача 2. Найти наименьший номер члена последовательности, для которого выполняется условие |an-an-1|

Поскольку по ходу решения задачи необходимо знать an и an-1, будем запоминать их соответственно в переменных ANew и AOld.

Var Eps, AOld, ANew: Real; N: Integer;

Write("Введите число Epsilon "); ReadLn(Eps);

AOld:= 0; ANew:= ArcTan(AOld) + 1;

WriteLn(AOld: 8:5); WriteLn(ANew: 8:5);

While Abs(ANew - AOld) >= Eps Do

ANew:= ArcTan(AOld) + 1;

WriteLn(ANew: 8:5);

WriteLn("Искомый номер ", N)

Внутрь одного цикла может входить один или несколько других. При этом охватывающий цикл называется внешним, а вложенные циклы - внутренними. Правила организации как внешнего, так и внутренних циклов такие же, как и простого цикла.

Задача 3. На интервале найти натуральное число с максимальной суммой делителей.

Предлагаемая задача может быть отнесена к классу «задачи целочисленной арифметики», где аргументы, результаты и промежуточные величины относятся к целому типу. Следует заметить, что в такого рода задачах довольно часто используются операции DIV и MOD; наиболее типичной подзадачей является определение количества цифр в записи числа.

Алгоритм решения задачи:

1) ввести число n;

2) переменной для хранения максимальной суммы делителей присвоить

значение 1 (это сумма делителей числа 1);

3) запомнить число с максимальной суммой делителей;

4) параметру цикла I присвоить значение 2;

5) если I больше n, перейти к п. 13, иначе - к следующему пункту;

6) переменной для хранения очередной суммы делителей присвоить значение 0;

7) параметру цикла K присвоить значение 1;

8) если K больше I/2, перейти к п. 11, иначе - к следующему пункту;

9) если I делится на K без остатка, добавить K к текущей сумме делителей;

10) увеличить K на 1 и перейти к п. 8;

11) сравнить текущую сумму делителей с максимальной, если максимальная меньше,

запомнить новое значение и число, соответствующее этой сумме;

12) увеличить I на 1 и перейти к п. 5;

13) вывести число с максимальной суммой делителей и эту сумму;

Program Sum_Del;

Var N, I, Sum_Max, Sum, K, Ch: Integer;

Write("Введите число N: "); ReadLn(N);

Sum_Max:= 1; {Максимальная сумма делителей}

Ch:= 1; {Число с максимальной суммой делителей}

For I:= 2 To N Do {Это цикл по количеству чисел}

For K:= 1 To I Div 2 + 1 Do {В этом цикле находим сумму делителей}

If I Mod K = 0 Then {Если I нацело делится на K, то K - делитель I}

If Sum > Sum_Max Then Begin Sum_Max:= Sum; Ch:= I End;

WriteLn("Максимальную сумму делителей ", Sum_Max, " имеет число ",Ch)

Задача 4. Дано натуральное число n. Получить все простые делители этого числа.

{Программа отыскания простых делителей данного числа}

Var N, I, Vsp: Integer;

Log_Per, Priznak: Boolean;

Write("Введите натуральное число: ");

Priznak:= True; {Признак того, не является ли введенное число простым}

{Пока параметр цикла не превысил квадратного корня из данного числа,

продолжаем поиск простых делителей}

For I:= 2 To Round(Sqrt(N)) Do

If N Mod I = 0 Then

Priznak:= False; {Введенное число не является простым}

Log_Per:= False; {Логическая переменная, принимающая значение True,

если нашлись делители I, отличные от 1 и I}

If (I Mod Vsp = 0) And (I <> Vsp) Then Log_Per:= True;

Until (Vsp > I Div 2 + 1) Or Log_Per;

If Not(Log_Per) Then WriteLn(I) {Если число I простое, печатаем его}

If Priznak Then WriteLn(N)

Предлагаем читателю самостоятельно разобраться с представленным решением.

Оборудование: Персональный компьютер, компилятор языка С#.

Цель работы: Ознакомиться с операторами цикла и научиться применять их в С#-программах.

Циклическая управляющая структура применяется для организации многократного выполнения некоторого оператора. Оператор цикла включает <заголовок цикла> и <тело цикла>. Заголовок определяет количество повторений цикла, а тело - повторяемые операторы.

В C реализовано три вида оператора цикла.

(1) Цикл while

while<условие>

<тело цикла>

Условие - это логическое выражение булевского типа.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, заключенная в операторные скобки { }.Алгоритм выполнения цикла while

1. Вычисляется значение условия.

2. Если условие истинно, то выполняются операторы тела цикла и повторяется шаг 1.

3. Если условие ложно, то цикл завершается и происходит переход к следующему за whileоператору.

(2) Циклdo while

<телоцикла>

while(<условие>);


Условие - это выражение булевского типа.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, разделенная символом ";".

Алгоритм выполнения цикла do while

1. Выполняются операторы тела цикла.

2. Вычисляется значение условия.

3. Если условие ложно, то повторяется шаг 1.

4. Если условие ложно, то цикл завершается и происходит переход к следующему за do оператору.

Замечания.

1. Оператор dowhile, в отличии от оператора while, обязательно выполнится по крайней мере один раз.

2. Выйти из цикла можно минуя вычисление условия с помощью оператора go, однако это не соответствует принципам структурного программирования.

3. Если операторы тела цикла не влияют на значение условия и условие истинно перед выполнением цикла while и после выполнения цикла dowhile, то цикл будет выполняться бесконечно (эффект "зацикливания").

(3) Оператор for

Оператор for - это наиболее общий способ организации цикла. Он имеет следующий формат:

for (выражение 1 ; выражение 2 ; выражение 3) тело

Выражение 1 обычно используется для установления начального значения переменных, управляющих циклом. Выражение 2 - это выражение, определяющее условие, при котором тело цикла будет выполняться. Выражение 3 определяет изменение переменных, управляющих циклом после каждого выполнения тела цикла.

Схема выполнения оператора for:

1. Вычисляется выражение 1.

2. Вычисляется выражение 2.

3. Если значения выражения 2 отлично от нуля (истина), выполняется тело цикла, вычисляется выражение 3 и осуществляется переход к пункту 2, если выражение 2 равно нулю (ложь), то управление передается на оператор, следующий за оператором for.

Существенно то, что проверка условия всегда выполняется в начале цикла. Это значит, что тело цикла может ни разу не выполниться, если условие выполнения сразу будет ложным.

for (i=1; i<10; i++)

В этом примере вычисляются квадраты чисел от 1 до 9.

Другим вариантом использования оператора for является бесконечный цикл. Для организации такого цикла можно использовать пустое условное выражение, а для выхода из цикла обычно используют дополнительное условие и оператор break.


Так как согласно синтаксису языка С# оператор может быть пустым, тело оператора for также может быть пустым. Такая форма оператора может быть использована для организации поиска.

for (i=0; t[i]<10 ; i++) ;

В данном примере переменная цикла i принимает значение номера первого элемента массива t, значение которого больше 10. Типы параметра цикла, начального и конечного значений должны быть совместимы. Допускается любой скалярной тип кроме вещественного, т.е. любой порядковый тип. Порядок, установленный на множестве значений таких типов, позволяет для любого значения определить следующее за ним и предыдущее.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, заключенная в операторные скобки { }.

Замечания

1. Цикл for целесообразно использовать в тех случаях, когда заранее известно количество повторений цикла.

2. Значение параметра цикла нельзя изменять внутри тела цикла и следует считать это значение неопределенным при выходе из цикла.

3. Выйти из цикла можно преждевременно с помощью оператора goto, однако это не соответствует принципам структурного программирования.

Лабораторная работа 3 включает 4 задания.

1. Обработка последовательностей значений.

При обработке последовательности ее элементы не запоминаются, а обрабатываются непосредственно после ввода.

Даны натуральное число n и целые числа A1,A2,...,An. Выяснить, какое число встретится в последовательности раньше положительное или отрицательное. Если все члены равны нулю, то сообщить об этом.

Рассмотримкодпроцедуры Main()

Console.WriteLine("Введите n");

N = Console.ReadLine();

n = Convert.ToInt32(N);

while ((a == 0) && (i < n))

Console.WriteLine("Введите a");

A = Console.ReadLine();

a = Convert.ToInt32(A);

Console.WriteLine("Всеэлементыравны 0");

Console.WriteLine("Первый не нулевой элемент отрицательный");

Console.WriteLine("Первый не нулевой элемент положительный");

Console.ReadLine();

2. Распечатка в виде таблицы значения заданной функции.

Вычислить значения функции:

для а=1,1.1,1.2,...,1+0.1n и распечатать в виде таблицы значений с 2 знаками после десятичной точки.

N = Console.ReadLine();

n = Convert.ToInt32(N);

for (i = 1; i < n + 1; i++)

f = ((a - 3) * a + 2) / Math.Sqrt(2 * a * a * a - 1);

Console.WriteLine("* {0} * {1} ", a, f);

Console.WriteLine("********************************");

Console.ReadLine();

3. Вычисление суммы (произведения) заданного числа слагаемых (сомножителей), каждое из которых есть функция от своего индекса (номера).

Для заданных действительного x и целого n (n>0) вычислить

Рассмотрим код процедуры Main():


double x, s, h, f;

Console.WriteLine("Введите количество элементов");

N = Console.ReadLine();

n = Convert.ToInt32(N);

Console.WriteLine("Введите значение x");

X = Console.ReadLine();

x = Convert.ToDouble(X);

for(i = 0; i < n; i++)

f = f*(2*n)*(2*n+1);

Console.WriteLine("Summa = {0}",s);

Console.ReadLine();

Обратите внимание, что на каждом шаге очередное слагаемое вычисляется с использованием значения предыдущего слагаемого. Это полезный прием при вычислении значений типа x n ,(-1) n , (sin x) n , sin x n и т.д.

4. Задание на итерационный цикл с заранее неизвестным количеством шагов. Реализовать метод Ньютона нахождения приближения к корню степени k из действительного неотрицательного x.

Пусть y0 - начальное приближение к корню. Будем последовательно получать значения:


y1=y0-(y0 k - x)/(k*y0 k-1),

y2=y1-(y1 k - x)/(k*y1 k-1),

y3=y2-(y2 k - x)/(k*y2 k-1) и т.д.

Процесс будем продолжать до тех пор, пока модуль разности двух последовательных приближений больше некоторого заданного e. Полученное значение будет приближением к корню степени k из x с точностью e. Заметим, что на каждом шаге нам нужны только два последних приближения. Рассмотрим код функции Main():

string K, X, EPS;

double x, d = 1, y, eps;

Console.WriteLine("Введитестепень");

K = Console.ReadLine();

k = Convert.ToInt32(K);

Console.WriteLine("Введитезначениепервогоэлемента");

X = Console.ReadLine();

x = Convert.ToDouble(X);

Console.WriteLine("Введите значение эпсилент");

EPS = Console.ReadLine();

eps = Convert.ToDouble(EPS);

while (Math.Abs(d)>eps)

d=(x/Math.Exp((k-1)*Math.Log10(y))-y)/k;

Console.WriteLine("Приближениеккорнюравно {0}", d);

Console.ReadLine();

Упражнения для контрольной работы № 2

Вариант 1

1. Даны целые числа а1,...,аn,an+1,...;а1>0, среди а2,а3,... есть хотя бы одно отрицательное. Пусть а1,...,аn члены предшествующие первому отрицательному. Получить min(a1+a2,a2+a3,...,an-1+an).

2. Дано натуральное число n.Вычислить сумму и распечатать

3. Даны действительные числа а и b (a

4. Вычислить сумму ряда

и распечатать. Вычисления прекращаются при условии

Вариант 2

1. Даны натуральные числа n, a 1 , ..., a n .Определить количество членов а к последовательности а 1 , ..., а n , являющихся квадратами четных чисел.

2. Даны натуральное число n , действительное - х. Вычислить:

3. Получить значения функции Z и распечатать в виде колонки X i , Z i

Операторы цикла

Задачи целочисленной арифметики

Командой повторения или циклом называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий повторяется до тех пор, пока сохраняется значение некоторого логического выражения. При изменении значения логического выражения на противоположное повторения прекращаются (цикл завершается).

Для организации цикла необходимо выполнить следующие действия:

перед началом цикла задать начальное значение параметра;

внутри цикла изменять параметр цикла с помощью оператора присваивания;

проверять условие повторения или окончания цикла;

управлять циклом, т.е. переходить к его началу, если он не закончен, или выходить из цикла в противном случае.

Различают циклы с известным числом повторений (цикл с параметром) и итерационные (с пред- и постусловием).

В цикле с известным числом повторений параметр изменяется в заданном диапазоне.

Если в цикле изменяется простая переменная, то она является параметром цикла; если в цикле изменяется переменная с индексом, то индекс этой переменной является параметром цикла.

Для организации цикла с известным числом повторений в Pascal используется оператор for.

Структура цикла, организованного с помощью этого оператора, имеет вид:

For I:= A To B Do Begin <операторы> End;

For I:= A DownTo B Do Begin <операторы> End;

Здесь I - параметр, изменяющийся в цикле; A, B - выражения порядкового типа, обозначающие начальное, конечное значение параметра цикла. Шаг изменения номера параметра цикла равен 1, если в заголовке цикла стоит To (т.е. реально следующее значение параметра цикла вычисляется с помощью функции succ); и -1 - при DownTo (вычисление производится с помощью функции pred).

Порядок выполнения цикла с шагом 1 следующий: вычисляются значения начального и конечного значений параметра цикла; параметр если I принимает начальное значение; если I меньше или равно конечному значению, исполняется тело цикла; значение параметра цикла увеличивается, т.е. I:= succ(I); проверяется условие I<=B (для отрицательного шага условие I>=B) и при его выполнении цикл повторяется. Выход из цикла осуществляется, если I>B (IB (или A

Если в операторе цикла с параметром начальное или конечное значение параметра заданы переменными или выражениями, то значения этих переменных должны быть определены в программе до оператора цикла. Не следует внутри цикла изменять параметр цикла, его начальное и конечное значения с помощью операторов присваивания или ввода.

Задача 1. Дано натуральное n, действительное x. Вычислить

Разработаем алгоритм решения задачи:

1) ввести данные - количество слагаемых n и число x;

2) присвоить переменной, в которой будем хранить степени sin x, значение 1; S:= 0;

3) присвоить параметру цикла значение 1;

4) если значение параметра цикла меньше n, перейти к следующему пункту, иначе к п. 9;

5) вычислить очередную степень sin x;

6) добавить вычисленное значение к сумме;

7) увеличить параметр цикла на 1;

8) перейти к п.4;

9) вывести на печать сумму S;

{Программа вычисления суммы степеней sin x}

Var S, X, Pr: Real; N, I: Integer;

Write("Введите число слагаемых и x: "); ReadLn(N, X);

Pr:= 1; {в этой переменной хранятся последовательные степени sin x}

For I:= 1 To N Do

Pr:= Pr * Sin(X); {Очередная степень Sin(x)}

WriteLn("Сумма равна ", S: 7: 4)

Достаточно часто цикл с параметром используется при разработке программ обработки массивов.

Примечание. Как видно из рассказа, приведённого выше, область применения цикла с параметром в языке Pascal значительно ограничена: ограничения связаны с шагом изменения параметра цикла, с типом параметра цикла, его начального и конечного значения. В некоторых языках, например, в Basic, таких ограничений не существует.

По сравнению с циклом с параметром итерационные циклы являются универсальными. Для организации итерационных циклов используются операторы цикла с предусловием while и цикла с постусловием repeat..until.

Эти операторы не задают закон изменения параметра цикла, поэтому необходимо перед циклом задавать начальное значение параметра с помощью оператора присваивания, а внутри цикла изменять текущее значение этого параметра.

Соответствующие структуры циклов:

while B Do Begin <операторы> End;

Repeat <операторы> Until C;

Здесь B, C - логические выражения.

Для оператора цикла с предусловием проверяется значение логического выражения, если оно имеет значение True, то операторы, входящие в цикл, выполняются, в противном случае осуществляется выполнение оператора, следующего за циклом.

Цикл с постусловием выполняется хотя бы один раз. Затем проверяется значение логического выражения, если оно False, то операторы, входящие в цикл, выполняются, в противном случае осуществляется выход из цикла.

Входить в цикл можно только через его начало, т.е. нельзя входить внутрь цикла с помощью управляющего оператора, т.к. в этом случае параметр цикла не определен.

Задача 2. Найти наименьший номер члена последовательности, для которого выполняется условие |an-an-1|

Поскольку по ходу решения задачи необходимо знать an и an-1, будем запоминать их соответственно в переменных ANew и AOld.

Var Eps, AOld, ANew: Real; N: Integer;

Write("Введите число Epsilon "); ReadLn(Eps);

AOld:= 0; ANew:= ArcTan(AOld) + 1;

WriteLn(AOld: 8:5); WriteLn(ANew: 8:5);

While Abs(ANew - AOld) >= Eps Do

ANew:= ArcTan(AOld) + 1;

WriteLn(ANew: 8:5);

WriteLn("Искомый номер ", N)

Внутрь одного цикла может входить один или несколько других. При этом охватывающий цикл называется внешним, а вложенные циклы - внутренними. Правила организации как внешнего, так и внутренних циклов такие же, как и простого цикла.

Задача 3. На интервале найти натуральное число с максимальной суммой делителей.

Предлагаемая задача может быть отнесена к классу «задачи целочисленной арифметики», где аргументы, результаты и промежуточные величины относятся к целому типу. Следует заметить, что в такого рода задачах довольно часто используются операции DIV и MOD; наиболее типичной подзадачей является определение количества цифр в записи числа.

Алгоритм решения задачи:

1) ввести число n;

2) переменной для хранения максимальной суммы делителей присвоить

значение 1 (это сумма делителей числа 1);

3) запомнить число с максимальной суммой делителей;

4) параметру цикла I присвоить значение 2;

5) если I больше n, перейти к п. 13, иначе - к следующему пункту;

6) переменной для хранения очередной суммы делителей присвоить значение 0;

7) параметру цикла K присвоить значение 1;

8) если K больше I/2, перейти к п. 11, иначе - к следующему пункту;

9) если I делится на K без остатка, добавить K к текущей сумме делителей;

10) увеличить K на 1 и перейти к п. 8;

11) сравнить текущую сумму делителей с максимальной, если максимальная меньше,

запомнить новое значение и число, соответствующее этой сумме;

12) увеличить I на 1 и перейти к п. 5;

13) вывести число с максимальной суммой делителей и эту сумму;

Program Sum_Del;

Var N, I, Sum_Max, Sum, K, Ch: Integer;

Write("Введите число N: "); ReadLn(N);

Sum_Max:= 1; {Максимальная сумма делителей}

Ch:= 1; {Число с максимальной суммой делителей}

For I:= 2 To N Do {Это цикл по количеству чисел}

For K:= 1 To I Div 2 + 1 Do {В этом цикле находим сумму делителей}

If I Mod K = 0 Then {Если I нацело делится на K, то K - делитель I}

If Sum > Sum_Max Then Begin Sum_Max:= Sum; Ch:= I End;

WriteLn("Максимальную сумму делителей ", Sum_Max, " имеет число ",Ch)

Задача 4. Дано натуральное число n. Получить все простые делители этого числа.

{Программа отыскания простых делителей данного числа}

Var N, I, Vsp: Integer;

Log_Per, Priznak: Boolean;

Write("Введите натуральное число: ");

Priznak:= True; {Признак того, не является ли введенное число простым}

{Пока параметр цикла не превысил квадратного корня из данного числа,

продолжаем поиск простых делителей}

For I:= 2 To Round(Sqrt(N)) Do

If N Mod I = 0 Then

Priznak:= False; {Введенное число не является простым}

Log_Per:= False; {Логическая переменная, принимающая значение True,

если нашлись делители I, отличные от 1 и I}

If (I Mod Vsp = 0) And (I <> Vsp) Then Log_Per:= True;

Until (Vsp > I Div 2 + 1) Or Log_Per;

If Not(Log_Per) Then WriteLn(I) {Если число I простое, печатаем его}

If Priznak Then WriteLn(N)

Предлагаем читателю самостоятельно разобраться с представленным решением.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://comp-science.narod.ru

С.А. Григорьев

Для реализации циклических алгоритмов, т.е. алгоритмов, содержащих многократно повторяющиеся одинаковые операции, применяются специальные операторы цикла. В Паскале есть три вида циклов: FOR, WHILE и REPEAT. Оператор цикла FOR записывается в виде:

FOR переменная:=начальное значение TO конечное значение DO

оператор/блок

FOR переменная:=начальное значение DOWNTO конечное значение DO

оператор/блок.

Здесь переменная - любая переменная порядкового типа, называемая в таком контексте переменной цикла, начальное значение и конечное значение - выражения того же типа (исключение, как всегда делается для разнотипных целочисленных переменных). Цикл FOR выполняется следующим образом: переменной цикла присваивается начальное значение, после чего выполняется тело цикла (оператор или блок, стоящий после DO). Два этих действия вместе составляют один шаг цикла. Затем переменной цикла присваивается следующее (в цикле FOR ... TO) или предыдущее (в цикле FOR ... DOWNTO) значение (вспомним функции Succ и Pred) и выполняется следующий шаг цикла. Так происходит до тех пор, пока значение переменной цикла не станет больше (FOR...TO) или меньше (FOR...DOWNTO) конечного значения. Цикл FOR может не выполниться ни разу, если начальное значение больше конечного в цикле FOR...TO или меньше конечного в цикле FOR...DOWNTO. Запишем два примера использования цикла FOR: вычислим сумму квадратов натуральных чисел от 1 до N.

CONST s: Real = 0; N = 22;

BEGIN FOR i:=1 TO N DO s:=s+SQR(i); WRITELN("сумма=",s); END.

и выведем на экран символы с номерами от 32 до 255

BEGIN FOR c:=" " TO #255 DO WRITE(c); WRITELN; END.

Второй тип цикла - цикл WHILE - записывается в виде:

WHILE логическое выражение DO оператор/блок

Здесь логическое выражение - любое выражение типа Boolean. Цикл выполняется следующим образом: вычисляется логическое выражение и, если оно истинно, выполняется тело цикла, в противном случае цикл заканчивается. Очевидно, что цикл WHILE может как не выполниться ни разу, так и выполняться бесконечное количество раз (в последнем случае говорят, что программа зациклилась). Запишем две предыдущие задачи, используя цикл WHILE:

BEGIN WHILE i<=N DO BEGIN s:=s+SQR(i); INC(i); END;

WRITELN("сумма=",s);

BEGIN c:=Pred(" ");

WHILE c<#255 DO BEGIN c:=Succ(c); WRITE(c); END;

В качестве упражнения, подумайте, почему программа

WHILE c<=#255 DO BEGIN WRITE(c); c:=Succ(c); END;

оказывается зацикленной.

Третий тип цикла - REPEAT - записывается в виде:

REPEAT операторы UNTIL логическое выражение;

Если тело цикла REPEAT содержит больше одного оператора, нет необходимости использовать блок, поскольку сами ключевые слова REPEAT и UNTIL являются в данном случае логическими скобками. Перед UNTIL можно не ставить ";". Цикл REPEAT выполняется так: сначала выполняется тело цикла, затем вычисляется логическое выражение, и если оно истинно, цикл заканчивается. Таким образом, цикл REPEAT всегда выполняется хотя бы один раз и так же, как и WHILE, подвержен зацикливанию. Запишем наши примеры циклом REPEAT:

CONST i: Word = 1; Real = 0; N = 22;

BEGIN REPEAT s:=s+SQR(i); INC(i) UNTIL i>N;

WRITELN("сумма=",s);

BEGIN c:=Pred(" ");

REPEAT c:=Succ(c); WRITE(c) UNTIL c=#255;

Из приведенных примеров очевидно, что любой циклический алгоритм можно записать любым видом цикла, все они взаимозаменяемы и выбираются программистом в соответствии с его вкусами, однако можно порекомендовать в тех случаях, когда количество шагов цикла известно заранее, использовать цикл FOR.

В последней версии языка Паскаль появились процедуры BREAK и CONTINUE, аналогичные операторам break и continue языка С. Процедура BREAK приводит к немедленному окончанию цикла, в котором она вызвана. Вызов процедуры CONTINUE приводит к немедленному переходу к следующему шагу цикла. Запишем наши примеры, используя BREAK:

CONST i: Word = 1; s: Real = 0; N = 22;

BEGIN WHILE TRUE DO BEGIN

s:=s+SQR(i); INC(i); IF i>N THEN BREAK; END;

WRITELN("сумма=",s);

BEGIN c:=Pred(" ");

REPEAT c:=Succ(c); WRITE(c); IF c=#255 THEN BREAK UNTIL FALSE;

Чтобы привести осмысленный пример использования процедуры CONTINUE, изменим условие второй задачи следующим образом: вывести на экран все символы с 32-го по 255-й, не являющиеся русскими буквами.

IF (c>="А")AND(c<="Я")OR(c>="а")AND(c<="п")OR

(c>="р")AND(c<="я") THEN CONTINUE;

Впрочем, последнюю задачу, очевидно, можно решить проще:

BEGIN FOR c:=" " TO #255 DO BEGIN

IF NOT((c>="А")AND(c<="Я")OR(c>="а")AND(c<="п")OR

(c>="р")AND(c<="я")) THEN WRITE(c);


Include main() { int i=0; /*i=0, а не единице*/ do i++; while (getchar()!=’R’); printf("Символ R %d-й",i); } Программа, представленная выше, теперь написана с циклом do-while. Результат программы будет таким же. Оператор цикла for Описание: for (выражение 1; выражение 2; выражение 3) оператор; Действие: В круглых скобках содержится три выражения. Первое из них служит для...

1 до 9. Другим вариантом использования оператора for является бесконечный цикл. Для организации такого цикла можно использовать пустое условное выражение, а для выхода из цикла обычно используют дополнительное условие и оператор break. Пример: for (;;) { ... ... break; ... } Так как согласно синтаксису языка С# оператор может быть пустым, тело оператора for также может быть пустым. Такая...

А вложенные циклы - внутренними. Правила организации как внешнего, так и внутренних циклов такие же, как и простого цикла. Задача 3. На интервале найти натуральное число с максимальной суммой делителей. Предлагаемая задача может быть отнесена к классу «задачи целочисленной арифметики», где аргументы, результаты и промежуточные величины относятся к целому типу. Следует заметить, что в...

Определяющее, как будет меняться параметр цикла. В операторе for сначала проверяется условие и если значение условия "истинно", то идёт выполнение тела цикла (блока операторов или простого оператора). Задание №3. «Массивы и подпрограммы» Результатом выполнения третьего задания должна быть программа, написанная с использованием подпрограмм – не менее 2 процедур и 1 функции. Задание...


Компьютер для чайников

© Copyright 2024,
freebarbers.ru -Компьютер для чайников

  • Рубрики
  • Windows
  • Безопасность
  • Для начинающих
  • Настройка 
  • Windows
  • Безопасность
  • Для начинающих
  • Настройка