Использование технологии "кейс-стади" в обучении русскому языку и литературе. Использование кейс-метода на уроках русского языка и литературы Кейс технологии открытый урок литературы

  • 09.09.2022

Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? Обратимся к античной философии.

«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил Цицерон.

Эта цитата объясняет принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.

Использование кейсов сводится не столько к приобретению конкретных знаний, сколько к развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.

Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.

Примеры кейс-заданий

Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?

Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?

На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.

Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

Урок литературы для 8 класса с элементами кейс-технологий

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Цели урока:

Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; пополнять активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения; обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование урока: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М. Павленко.

Формулирование темы и цели урока учащимися.

(Формируются регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.

Краткое сообщение учеников

1) Об истории создания поэмы «Мцыри».

2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.

(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание)

Слово учителя:

– Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.

Работа в группах.

На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Задания для I группы.

  • К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
  • Определите тему произведения. Докажите.
  • Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
  • Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
  • Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?

Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».

Примерный ответ группы:

Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.

Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично.

Из «Философского словаря», 2003 г.:

С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

Возможно, эта разница и определяет идеи произведения «Когда волнуется желтеющая нива» – это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.

Примерный кейс-ответ:

1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".

Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы (а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.

Задания для II группы.

  • В чём особенность композиции?
  • Когда в нём слышится голос лирического героя?
  • Определите строфику произведения и количество строф.
  • Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
  • Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?

Примерный ответ группы:

В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.

Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.

В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.

Примерный ответ на кейс-задание:

1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.

2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.

Задания для III группы.

  • С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри»
  • В чём своеобразие лексики?
  • В чём особенность синтаксических конструкций?
  • А сейчас кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом.

Примерный ответ группы:

Тропы поэтической речи

Тропы поэтической речи

Примеры

Сравнения

Она, как червь, во мне жила..

Где люди вольны, как орлы...

Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок...
Я вырос в сумрачных стенах...

Я сам, как зверь, был чужд людей...
И полз и прятался, как змей...

Метафоры

В тени рассыпанный аул..

Но страх не сжал души моей...

Олицетворение

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит...

Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!

Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.

Примерный анализ кейс-ситуации:

1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.

2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.

Коллективная работа.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какое настроение оно вызывает?

Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.

Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.

Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.

Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).

Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией.

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.

Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?

Рефлексия по методике незаконченных предложений.

(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Литература

1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.

2. «Антология российской литературы», №4, аудиозапись.

3. Интернет-ресурс / lermontov.info›Мцыри

4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

5. Шагалов А.А. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Автор-составитель Г.С. Меркин.

7. Маугли и Мцыри: две колонизации. Часть 5. Открытый урок с Дмитрием Быковым / YouTube youtube.com

Примеры кейсов для проведения уроков литературы при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1) Ученикам даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты учащимися полностью.

Текст кейса:

Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор (Вы можете самостоятельно дополнить картину). В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (Вам предлагается определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной?

Задания:

· Распределить роли в группе;

· Смоделировать поведение каждого персонажа в данной ситуации, учитывая его характер (характеристика героев);

· Создать небольшой текст речи каждого персонажа (речевая характеристика героев).

Подобный кейс помогает развитию у учащихся коммуникативной компетентности (создание текста речи персонажа, работа в группе), информационной (сбор информации из текста о характере персонажей, её анализ), также ученики пытаются работать с данной информацией, используя её в новых конкретных ситуациях.

2) Учащимся даётся конкретная ситуация из текста произведения.

Предполагается всесторонняя оценка ситуации всеми участниками коммуникации: автором, героями, читателями, критиками.

Текст кейса:

Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.

- Вы ранены? - промолвил он.

- Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович, - а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу.

- Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?

- Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, - промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо... опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.

- Вот новость! Обморок! С чего бы! - невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. - Посмотрим, что за штука? - Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... - Кость цела, - бормотал он сквозь зубы, - пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул vastus externus задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая".

- Убиты-с? - прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.

Базаров оглянулся.

- Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.

Но усовершенствованный слуга, казалось, не понимал его слов и не двигался с места. Павел Петрович медленно открыл глаза. "Кончается!" - шепнул Петр и начал креститься.

- Вы правы... Экая глупая физиономия! - проговорил с насильственною улыбкой раненый джентльмен.

- Да ступай же за водой, черт! - крикнул Базаров.

- Не нужно... Это был минутный vertige... Помогите мне сесть... вот так... Эту царапину стоит только чем-нибудь прихватить, и я дойду домой пешком, а не то можно дрожки за мной прислать. Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно... сегодня, сегодня - заметьте.

- О прошлом вспоминать незачем, - возразил Базаров, - а что касается до будущего, то о нем тоже не стоит голову ломать, потому что я намерен немедленно улизнуть. Дайте, я вам перевяжу теперь ногу; рана ваша - не опасная, а все лучше остановить кровь. Но сперва необходимо этого смертного привести в чувство. [Глава 24]

Задания:

· Распределить роли в группе: автор, герои, читатели-современники, читатели нашего времени, критики;

· Дать оценку ситуации с позиции своей роли в ней, создав небольшой текст.

Данный кейс даёт возможность раскрыть не только позиции героев произведения и их характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию, читательское мнение (интерпретации текста учениками как современными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации из текста произведения, критических статей, читательских отзывов.

3) Предлагается конкретная ситуация из текста произведения, но с иным, смоделированным результатом ситуации.

Текст кейса:

- Меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Базаров положил руку на лоб.

Анна Сергеевна наклонилась к нему.

- Евгений Васильич, я здесь...

Он разом принял руку и приподнялся.

- Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

- И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...

Анна Сергеевна тихо вышла.

- Что? - спросил ее шепотом Василий Иванович.

- Он заснул, - отвечала она чуть слышно.

Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. [Глава XXVII ]

(Вариант финала: К вечеру Базарову стало лучше, с каждым днём он всё быстрее шёл на поправку. Через два месяца не осталось и следа от болезни) .

Задания:

· Определить возможность подобного изменения ситуации;

· Продумать дальнейшее развитие событий с учётом данной трансформации.

Кейс может быть задан небольшой группе из 2-3 человек. Он способствует развитию у учащихся дивергентного (неоднозначного) мышления. Учащиеся видят возможность разрешения ситуации различными способами, у них вырабатывается собственная точка зрения.

4) Учащимся даётся ситуация из текста изучаемого произведения. Предполагается новая самостоятельная трактовка текста с возможностью его изменения.

Текст кейса:

Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

- Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым.

- О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

- Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?

- Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво - неприлично.

- Что же прилично? Ругаться?

- Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

- Как ты назвал Павла Петровича?

- Я его назвал, как следует, - идиотом.

- Это, однако, нестерпимо! - воскликнул Аркадий.

- Ага! родственное чувство заговорило, - спокойно промолвил Базаров. - Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, - это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой - и не гений... возможно ли это?

- Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, - возразил запальчиво Аркадий. - Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем.

- Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, - преклоняюсь и умолкаю.

- Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

- Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.

- Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

- Что подеремся? - подхватил Базаров. - Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров - ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость... [Глава XXI ]

Задания:

· Распределить роли в группе;

· Обсудить ситуацию со своих позиций;

· Смоделировать собственное поведение в данной ситуации (аргументировать).

Кейс помогает формировать собственную точку зрения, позволяет уйти от однозначности в интерпретации текста и в принятии каких-либо решений.

5) Учащимся даётся ситуация: Автор произведений творит в наше время.

Текст кейса:

Представьте, что И.С. Тургенев переносится в наше время и пытается описать увиденное им в своём новом романе о новом времени.

Задания:

· Распределить задания в группе;

· Смоделировать название (темы) произведения, его проблематику (с аргументацией выбора);

· Смоделировать типы героев этого произведения (с аргументацией выбора).

Подобный кейс имеет определённую сложность. Учащиеся при его обсуждении обязательно должны быть ознакомлены с позицией автора, его отношением к жизни. Предполагается развитие навыков анализа и сравнения, а также творческих умений.

6) Предлагается ситуация: Экранизация романа «Отцы и дети».

Текст кейса:

Вы И.С. Тургенев – режиссёр-сценарист новой экранизации романа «Отцы и дети», и Ваша задача – подобрать исполнителей ролей персонажей романа (в Вашем распоряжении любой современный актёр), т.е. правильно дать характеристику каждому персонажу.

Задания:

· Распределить роли в группе (каждый участник – автор, рассматривающий одного персонажа, подбирающий одного актёра);

· Охарактеризовать персонажей (подобрать исполнителей роли).

При работе с данным кейсом группа должна собрать информацию о героях из произведения, но не всю, а лишь ту, которая отражает отношение к ним автора.

7) Учитель предлагает учащимся найти или смоделировать самостоятельно ситуацию из современной жизни, которая отражала бы отрывок из изучаемого произведения.

Текст кейса:

Он [Николай Петрович] запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

- Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...

- Фенечка? - развязно спросил Аркадий. Николай Петрович покраснел.

- Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну, да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

- Помилуй, папаша, зачем?

- Твой приятель у нас гостить будет... неловко...

- Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

- Ну, ты, наконец, - проговорил Николай Петрович. - Флигелек-то плох - вот беда.

- Помилуй, папаша, - подхватил Аркадий, - ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

- Конечно, мне должно быть совестно, - отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

- Полно, папаша, полно, сделай одолжение! - Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" - подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце... [Глава III ]

Задания:

· Проанализировать (обсудить) сюжет отрывка, выделить в нём актуальную сегодня (вневременную) проблему;

· Найти (на основе своего или чужого опыта) в современной реальной действительности ситуацию, отражающую сюжет данного отрывка, сделать выводы (можно использовать читательский опыт).

Учащиеся таким образом доказывают или опровергают вневременность и актуальность сюжета данного текста. Положительные моменты кейса в том, что

ученики учатся интерпретировать сюжет, видеть его проблематику, переносить его на окружающую действительность, анализировать личный опыт, делать выводы.

8) Учащимся предлагается ситуация, где они будут авторами рекламы романа «Отцы дети».

Текст кейса:

Новое издательство (Вы можете сами дать ему название) занимается выпуском серии романов XIX века. Издатель обращается к Вам с предложением о создании рекламы романа «Отцы и дети». Несомненно, она должна отвечать всем требованиям современного рынка: роман после рекламирования должен продаваться, но ничьи права при этом не ущемлены.

Задания:

· Выделить главную мысль в произведении, которая должна заинтересовать читателя сегодня, в современной действительности;

Подобный кейс имеет крайнюю актуальность и предполагает высокую заинтересованность учащихся в нём. Ученики, во-первых, проанализируют различную рекламу, в том числе рекламу художественных произведений, научатся определять интересы современного читателя (либо смоделируют их на собственном опыте). Кроме того, кейс творчески ориентирован. Предполагается создание текста рекламы и её оформление. Данный кейс можно дать учащимся в качестве отдельного проекта.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "

по использованию кейс-метода на уроках «Литературы»

Челябинск, 2015

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом полного (общего) образования по «Литературе» и примерной рабочей программой по дисциплине «Литература» для специальностей среднего

профессионального образования

« » ____________ 20 г.

Методические рекомендации по использованию кейс-метода на уроках «Литературы» разработаны с целью дать описание методики использования кейс -технологии на уроках литературы, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием.

Составитель:

Т.В. Борецкая – преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО "Челябинский педагогический колледж №2"

Рецензент:

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК

Протокол № от « » «______________» 2015г.

Содержание

Введение 4

Общая характеристика. Цель и задачи метода case -stady 5

Технологические особенности метода case -stady . Типы кейсов 7

Роль педагога 11

Принципы использования метода case -stady 12

Структура кейса и принципы построения метода 12

Требования к кейсу 13

Система оценивания 14

Пример применения кейс-метода на уроке литературы 15

Заключение 24

Список литературы 25

    Введение

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных
стандартов определяет поиск новых форм и методов обучения в
образовательном учреждении.

В новых ФГОС НПО и СПО заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». То есть, иными словами, происходит движение от профессионального стандарта к образовательному.

Исходя из этого, мы должны понимать и помнить, что в рамках цикла обще- гуманитарных и социально- экономических, общеобразовательных дисциплин преподаватели должны формировать общие компетенции, а не отвлечённы знания, умения, навыки.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

Одним из основных методов по ФГОС, направленным в
первую очередь на стимулирование интереса обучающихся к овладению знаниями, является метод проблемного обучения.

Метод case -stady является одним из инновационных методов проблемного обучения, что соответствует новым стандартам.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения и в дистанционном обучении. Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучающемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, обучающиеся предлагают свои решения основных вопросов кейса, преподаватель корректирует выводы. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и обучающиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Поэтому целью методической разработки является описание методики использования кейс-метода на уроках литературы.

    Общая характеристика метода case-study

Цель и задачи метода

Кейс - технологии (Сase study ) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес - наукам за рубежом.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская).

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В России активно применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. В последнее время он нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, в дистанционном обучении, в школьном образовании и других науках.

Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

    Формирование и развитие информационной компетентности;

    Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;

    Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

    Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

    Развитие умений и навыков сотрудничества.

Кейсы – учебные конкретные ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на уроке. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения. Акцент обучения переносится на выработку готового знания самими учащимися, что очень актуально в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.

    Технологические особенности метода case-study

1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

4. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

5. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

    индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса;

    работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

    презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

    Типы кейсов, способы их представления

    Типы кейсов (Гарвардская школа)

    Способ представления

    Создание проблемной ситуации

    Подготовка

    кейса

    Содержание кейса

    Выбор создание итогового решения

    Обучающийкейс (Case-stated method).

    Stated - установлен

    ный, зафиксированный

    Иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации

    Педагог готовит кейс

    Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

    Обучающимся предлагается высказать свои мнения.

    Аналитический кейс (информационный) (Case -incident method ).

    Incident - присущий, свойственный, связанный

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается учебная (условная) ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме

    Преподаватель задает, определяет проблему

    Педагог готовит кейс

    Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме

    Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

    Эвристический кейс (Case-problem method).

    Problem - проблема, проблемная ситуация

    прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

    Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

    Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

    Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

    Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

    Исследовательский кейс (Case -study method ).

    Study- исследование

    учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов

    Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

    Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

    Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме

    Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

    Роль педагога

Педагог выступает в роли тьютора, консультанта в течение всего процесса обучения, разрешает и не допускает конфликты, создает обстановку сотрудничества, обеспечивает соблюдение личностных прав обучающихся. Направляет беседу или дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирует время работы, побуждает обучающихся отказаться от поверхностного мышления, вовлекает всех обучающихся группы в процесс анализа кейса.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

В процессе обучения любой педагог решает задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. При этом для решения этих задач преподавателю приходится выполнять шесть основных функций.

1. Гносеологическую функцию, решающую задачу получения и накопления новых знаний.

2. Проектировочную функцию, связанную с проектированием целей.

3. Конструирующую функцию, которая включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий.

4. Организационную функцию, решающую задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса.

5. Коммуникативную функцию, которая включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

6. Воспитательную функцию, направленную на формирование личности обучающегося, его социализацию.

    Принципы использования метода case -stady

Метод кейсов основывается на следующих принципах:

    принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании их партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

    принцип смещения роли педагога с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли преподавателя как эксперта и консультанта, помогающего обучающемуся;

    принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт.

6. Структура кейса и принципы его построения

При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:

    Формирование целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач. Не все темы учебной программы можно строить в технологии кейсов. Важно понимать, что должна быть жизненная конкретная ситуация, которую обучающимся нужно решить. На данном этапе преподавателю так же важно определить, сколько учебных часов будет посвящено решению данного кейса.

    Определение проблемной ситуации. При этом сама проблема не имеет однозначных решений . Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

    Построение содержания кейса, состоящего из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Педагогу необходимо четко понимать, что должно быть в кейсе, а без чего можно обойтись.

    Сбор информации относительно тезисов содержания кейса.

    Написание текста кейса. Содержание текста и объема кейса должно быть ориентировано на возрастные особенности обучающихся. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Может даваться «запутанная» информация. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для учеников. Обучающиеся сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы. В связи с развитием компьютерных технологий, содержание текста может даваться в виде ссылок на информационные ресурсы Интернет.

    Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.

    Требования кейсу

    Кейс должен:

Быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

Показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

Содержать необходимое и достаточное количество информации;

Быть актуальным на сегодняшний день.

Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

    При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:

Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.

Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.

Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.

Структура урока в технологии кейс - метода:

Ознакомление обучающихся с текстом кейса;

Анализ кейса;

Непосредственная работа над решением проблемы;

Организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;

Оценивание участников дискуссии;

Подведение итогов дискуссии.

8. Система оценивания

Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения обучающихся анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за: участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы.

На уроках литературы эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, обучающиеся могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни обучающиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Преподаватель, в ходе работы над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку деятельности обучающихся.

Критерии оценивания на уроке:

Оценка выступающего (выступающих):

    Грамотная речь

    Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы

    Качество ответов на дополнительные вопросы

    Доказательная база

Оценка группы:

    Существенные дополнения к выступлению

    Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

    Участие в обсуждении проблемы

За каждую работу над кейсом каждый обучающийся может получить хорошую оценку. Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из обучающихся. В этом случае стимул к работе проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать труд будет не преподаватель, а однокурсники.

Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:

    было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

    были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других обучающихся;

    решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

    Пример применения кейс-метода на уроке литературы

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок становится и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, и, что немаловажно, – научиться работать в команде.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

Моделируем на уроках ситуации близкие жизненным, применимые к опыту подростков. К примеру, создаём на уроках такие проблемные ситуации, проводя параллели с жизнью современной, понятной для обучающихся, при решении которых они будут вынуждены мобилизовать все свои знания, умения, способности, свойства характера. Развиваем, тем самым, умения, способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения.

На уроке литературы по теме: «Странные» герои Василя Шукшина. Анализ рассказа «Чудик», на этап закрепления и систематизации знаний, используем метод case-study или метод конкретных ситуаций.

Предлагаем практический кейс, который можно использовать с обучающимися по специальности "Дошкольное образование".

Обучающиеся должны осмыслить ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему (поведение в необычной ситуации), но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Так как главные задачи кейса учебные и воспитательные, то жизненная ситуация в них несколько условна и, возможно, утрированна.

Предлагается проанализировать ситуацию, героиней которой является молодая женщина, воспитатель детского сада.

Обучающиеся учатся на примере им понятном терпимому поведению, выходу из конфликтной ситуации.

Задача: выработать тактику поведения в "необычной", конфликтной ситуации.

Работа с кейсом начинается с этапа погружения в совместную деятельность.

    Этап погружения в совместную деятельность

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

На данном этапе актуализируем знания о таких понятиях как "толерантность, "конфликт".

Вспоминаем суть « Стратегии поведения в конфликте американского психолога Кеннета Томаса»

Стратегий, моделей, всего пять:

Первая - соперничество, подавление . Человек пытается выиграть за счет чужого проигрыша, стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Вторая - сотрудничество , когда вчерашние оппоненты находят-таки совместными усилиями общую «платформу», объединяются вокруг нее и за счет этого усиливают свои позиции; выбор альтернативы, максимально отвечающий интересам обеих сторон.
Третья - компромисс , выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то теряет.

Четвёртая - это избегание спора, уход от него, или формальный контакт. Собеседник при этом может кивать, поддакивать, но в то же время не стоит питать иллюзий: в глубине души он остаётся при своём мнении.

Соответственно, Пятая модель - уступка . Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Под чьим-то давлением человек предпочитает сдаться, чтобы не нарываться.

    Знакомство с ситуационной задачей. Предварительное обсуждение кейса.

Кейс: Случай в детском саду " Хорошее настроение "

Эта история случилась весенним хмурым утром в детском саду с добрым, приветливым названием "Хорошее настроение".

За окном моросил мелкий противный-препротивный дождь.

А в детском саду светло, уютно, как в доброй сказке.

И настроение детишек улучшалось, а печали их родителей чудесным образом улетучивались, как только они переступали порог детского сада, – любимые сказочные персонажи на стенах, весёлые мультяшки, улыбающиеся каждому, мягкий струящийся свет, во время сказанное приветливое слово воспитателя тому способствовали.

Педагоги детского сада - настоящие профессионалы своего дела, просто волшебницы!

Искорка, воспитатель средней группы, работала в детском саду недолго, но усвоила, что мастерство педагога - не случайная удача, а кропотливый поиск и труд, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Сегодня Искорка не шла, а летела на работу: три недели не видела ребятишек своих, на курсах повышения квалификации училась.

Дети рассматривали воспитателя с интересом - модный коротенький топик, коротенькая юбочка, длинные перламутровые ногти.

Детишки просто обожали Искорку: бежали к ней сломя голову, забывая о капризах. Как же, и зайкой прыгала с ними, и песню про курочку пела, и не ругала, если кашу не хотели есть или в сончас не спали. А в её глазах, больших и ясных, как небо солнечным днём, они видели любовь и понимание.

Но вот незадача, в силу взрывного характера своего, частенько Искорка попадала в щекотливые, а порой и странные ситуации. А иногда и ситуация-то была самая обычная, но, девушка умудрялась из блохи сделать верблюда.

Так случилось и сегодня.

Случайно услышала Искорка, как мама Феди Медведева расхваливала воспитательницу, замещавшую Искорку, и просила заведующую детским садом оставить Тихониду Ивановну на группе, а заведующая, вроде бы, обещала подумать над этим предложением.

Очень расстроилась Искорка. В голове её пронеслось как метеорит сразу несколько мыслей. Кто виноват: заведующая, коллега, сама что-то упустила?

Для общего осуждения кейса предлагается ряд вопросов:

Как, по вашему мнению, обстоят дела в детском саду?

Обоснуйте свой ответ.

Какой вам представляется воспитатель Искорка?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КЕЙС-СТАДИ" В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Янгутова Н.П., преподаватель кафедры ОГ и ПД ФСПО

ОАНО ВО «Волжский университет имени В.Н. Татищева»

Факультет Среднего Профессионального Образования

г. Тольятти, Россия, yangutova 79@ mail . r и

Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу. В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.

Такой метод обучения получил определение «кейс-стади». В буквальном переводе с английского case study – изучение случаев, или, как ещё наиболее часто переводится в печати, ситуационный анализ.

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.

В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности.

Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Метод «кейс-стади» развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки. Проблема, представленная в кэйсе, способствует формированию на практике навыков использования полученной информации.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Источники кейсов:

    Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников.

    Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.

    Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.

    Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.

    Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.

Выделяют основные этапы создания кейса:

    Определение целей.

    Подбор необходимых источников.

    Подбор и подготовка материалов для кейса.

Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

К кейс - методам, активизирующим учебный процесс, относятся:

    · метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;

    · метод разбора деловой корреспонденции;

    · игровое проектирование;

    · ситуационно-ролевая игра;

    · метод дискуссий;

    · кейс - стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).

Ситуационные задачи (или кейсы) – задачи, позволяющие ученику осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ.

При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют две разные цели: для ученика – найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит так:

Название задачи.

Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.)

Задания на работу с данной информацией.

Как же реализуется на занятиях кейс-метод? Итак, урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».

Кейс-задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.

При изучении повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1 Кейс-задача:

Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?

2 Кейс-задача:

Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

3 Кейс-задача:

Представьте, вы - редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

Прием кейса на уроке русского языка.

Самое гордое слово в русском языке.

Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.

Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне.

Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус

Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками.

А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.

1. Угадайте что это за слово.

2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?

3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.

Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма».

Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологии, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности.

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? Согласны ли вы с утверждением, что Владимир Дубровский «благородный разбойник»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала ХІХ века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе ХІХ века»?

Третья степень сложности: есть практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути решения. Например, при работе над пьесой А.Н.Островского «Гроза» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить данный кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Как правило, большинство учащихся главным в произведении видят несчастную судьбу женщины, гораздо меньшее число детей главной темой произведения видят социальные проблемы и устрой общества, проблему несходства характеров членов семьи и т.д. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Пример урока литературы в кейс – технологии.

Тема: Н.А.Некрасов –поэт и гражданин

Цели урока: Изучить ведущую тему творчества Н.Некрасова. Познакомить с интерпретацией темы поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова.

Форма кейса, используемого на уроке: первооткрывательские, неструктурированные кейсы

Этап урока

Используемый

метод

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации

Характеристика эпохи 40-60-х годов 19века. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали. Кто из русских поэтов говорил о назначении поэта и поэзии?

Анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк», сопоставление со стихотворениями Ф.Тютчева и А.Фета, выводы о разнице взглядов.

Актуализация знаний

Найти проблему и пути её решения

Н. Некрасов утверждал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Чем обусловлено обращение поэта к теме гражданственности?

Первичное целеполагание: что понадобится для ответа на вопрос? (факты биографии, стихотворения, критика) Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами.

Открытие новых знаний

Работа с информацией

Предостав

ление распечатанного материала для работы в группах: 1группа – Некрасов и его деятельность в «Современнике», биографические сведения

2группа – анализ стихотворений «поэт и гражданин», «Муза», «Памяти Добролюбова»,

“Блажен незлобивый поэт...”. “Элегия”

«Погружение» в тему, обработка информации

ние новых знаний

Создание творческих проектов

Распределе

ние групп

1гр.-создание презентации «Н.Некрасов-поэт и гражданин»

2гр.-создание устного выступления

3гр-сочинение – миниатюра «Письмо возмущённого читателя» и «Письмо восхищённого читателя»

Рефлексия

Создание синквейна

Шаблон синквейна воспроизводится на доске

Работа над созданием синквейнов

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Что дает использование кейс - технологии?

    · Доступ к базе современных учебно-методических материалов.

    · Организация гибкого учебного процесса.

    · Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.

    · Беспрерывное повышение квалификации.

    · Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.

Обучающемуся:

    · Работа с дополнительными материалами.

    · Постоянный доступ к базе консультаций.

    · Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.

    · Общение с другими учащимися в группе.

    · Освоение современных информационных технологий.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии,сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения.

Итак, метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы: учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения. Учебные результаты - это освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, а также соотнесение теоретических и практических знаний. При этом образовательные результаты - создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации и решения проблем. Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Библиографический список

    Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.

    Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

    Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.lan.krasu.ru

Кейс-метод на уроках литературы

Системно-деятельностный подход в обучении является основополагающей технологией ФГОС. Основная идея такого подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, обучающиеся «добывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя «искать» новые методы и формы обучения. Одной из эффективных современных технологий деятельностного типа является обучение кейс-методом. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать универсальные учебные действия, индивидуализировать учебный процесс. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений происходит в результате активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, проблемных ситуаций, практических задач.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. При этом в кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, и, как правило, она не имеет однозначного решения. Учащиеся должны проанализировать предложенную ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, опираясь на собственный опыт. Результат решения кейсов может быть представлен в виде доклада, отзыва, презентации, буклета, защиты проекта, сочинения, эссе, устного выступления и т.п.

Использование кейс-метода в изучении литературы оправдано тем, что обучающиеся приобретают умения работать в сотрудничестве, анализировать, аргументированно представлять свою точку зрения, применять логические универсальные учебные действия. Применение этого метода целесообразно ещё и потому, что позволяет формировать практические умения решать проблемы в реальной жизни, учит учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения этих проблем.

Примеры кейс-заданий на уроках литературы

  1. Н.В.Гоголь «Мёртвые души», М.Лермонтов «Герой нашего

времени». Теория литературы: психологический портрет.

Задание: Представьте, что вы психологи. Прочитайте «разбросанный» портрет литературного героя, «сложите мозаику» и определите внутреннюю суть этого персонажа, охарактеризуйте её, основываясь только на психологическом портрете.

  1. А.П.Чехов «Хамелеон». Теория литературы: сюжет.

Задание: Представьте, что такая история случилась сейчас. Подумайте, где она могла произойти, кем по роду занятий могли быть действующие лица, какие положения в обществе они могут занимать? Напишите мини-сочинение на тему «Современный Очумелов».

  1. Особенности эпистолярного жанра. Письма великих русских

писателей – И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Н.В.Гоголя и др. Теория литературы: эпистола, эпистолярный адресат, адресант.

Задание: Напишите письмо с разными целевыми установками одному из литературных героев: а) поступки которого вы осуждаете; б) к которому бы вы хотели обратиться с просьбой; в) другие варианты.

  1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Теория литературы: проблематика

литературного произведения, литературный герой.

Задания: 1) Сопоставьте высказывания В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, М.Бахтина, Г.Макогоненко, В.А.Кожевникова об общем смысле, главных проблемах романа «Евгений Онегин». Какое из определений смысла романа отвечает вашему восприятию этого произведения. Свое мнение обоснуйте.

2) Прочитайте высказывания критиков и литературоведов об Онегине и проследите за доводами, которыми они обосновывают свой взгляд на героя. Представьте себя в роли оппонента в споре об Онегине, ваша позиция в этом споре, ваша версия жизненного пути Онегина?

  1. М.Ю.Лермонтов. Лирика. Теория литературы: лирический герой.

Задание: Согласны ли вы с оценкой Е.А.Маймина стихотворения «Дума». Расскажите о своем впечатлении после первого прочтения стихотворения.

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Теория литературы:

Внутренний монолог, психологический пейзаж.

Задание: Перечитайте внутренний монолог Печорина (повесть «Княжна Мери») и проанализируйте внутреннее состояние Печорина, выявите мотивы его действий и поступков. Представьте себя на месте главного героя. Возможно ли было поступить по-другому в отношении Грушницкого, Мери, Веры?

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.С.Пушкин

«Капитанская дочка», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» и другие.

Задание: Создайте дневник литературного героя. Постарайтесь перевоплотиться, «вжиться» в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете делать дневниковые записи. Прежде чем начнёте работу, внимательно перечитайте реплики героя, выпишите основные темы его высказываний, раздумий, составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой (Дневник Максима Максимыча, Дневник Веры, Дневник Грушницкого, Дневник княжны Мери, Дневник Маши Мироновой, Дневник Петра Гринёва, Дневник Наташи Ростовой, Дневник Евгения Базарова, Дневник Родиона Раскольникова и т.п.).

  1. И.А.Гончаров «Обломов». Теория литературы: литературный герой.

Задание: Познакомьтесь с мнениями разных критиков и литературоведов об Обломове. У вас сложился свой взгляд на этого героя. Сформулируйте и обоснуйте его в мини-сочинении: «Я об Обломове».

  1. М.Горький «На дне». Проблема гуманизма в пьесе.

Задание для работы в парах: Сочинение «на двоих» в форме диалога на тему: «Что лучше: утешительная ложь или горькая правда».

  1. М.Е.Салтыков-Щедрин «Сказки». Теория литературы: стилизация,

имитация. Задания: 1) Развейте ситуацию в «духе Салтыкова-Щедрина».

2) Напишите сказку – стилизацию «Пропала доброта» в писательской манере С.-Щедрина, опираясь на сказку «Пропала совесть».

  1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». И.С.Тургенев

«Бирюк». Рассказы Чехова. Теория литературы: портрет литературного героя и способы его создания в произведении.

Задание: Создайте словесный портрет друга в стилистической манере одного из писателей.

  1. Обзорное изучение творчества писателей и поэтов.

Задания: 1) Составьте портфолио писателя (поэта). Основные разделы: годы жизни, образование, интересные факты из жизни (творчества), современники (композиторы, художники и др.), наиболее известные произведения, основные темы творчества, жанровое своеобразие творчества, писатель (поэт) в литературной критике. Дополните портфолио своими разделами.

2) Придумайте визитную карточку писателя (поэта).

  1. Творчество А.П.Чехова. Задание: 1) А.П.Чехов писал: «Тогда

человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…». Каким должен и не должен быть человек в представлении писателя? Докажите свои рассуждения примерами из текстов. Составьте таблицу о положительных и отрицательных качествах человека по произведениям А.П.Чехова. 2) Чехов сравнивал писателя со свидетелем на суде. Долг свидетеля: правдиво и честно сообщить всё, что известно по делу. И чехов перед судом читающей России давал свои правдивые показания. Выступите в роли этого свидетеля. Что хотел показать Чехов?

  1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Проблема чести в повести.

Задание: Устарело ли понятие чести в современном обществе? Так ли мы понимаем слово честь, как понимали его во времена А.С.Пушкина? Как сегодня можно защитить свою честь? Напишите другу (можно воображаемому) письмо этического содержания о том, как не потерять честь и достоинство.

  1. Итоги летнего чтения. Задание: Представь, что ты маркетолог.

Каждое задание сопровождается пакетом информационных материалов и/или ссылками на интернет-источники, с которыми необходимо познакомиться перед выполнением кейс-задания.

Кашина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Троицкая СОШ № 5»